ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ


Журнал "АДВОКАТ", 1998 Статья: «ПОТРЕБИТЕЛИ-АВТОМОБИЛИСТЫ ЗАЩИЩАЮТСЯ САМИ» "Механической повозкой должны управлять по меньшей мере три персоны. Она должна передвигаться в городе со скоростью не более трех миль в час, а в сельской местности - не более восьми миль в час. В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флагом, дабы предупредить прохожих об опасности" -такое видение безопасности движения было зафиксировано в английском законе 1865 года.

............Как утверждают ученые, самое первое колесо появилось на земле почти 4500 лет назад. Много веков подряд по дорогам катились всевозможные телеги, кареты, пока, наконец, не появились любимцы цивилизации - автомобили. Этому достижению технической мысли люди всё больше и больше доверяли, и порой стали легкомысленно забывать, что машина вообше-то неживое сушество, и управлять ею должен все-таки сам "царь природы". Автолюбителей, или, говоря юридическим языком, потребителей автотехники объединяет не только преданность "стальному другу", проблемы плохих дорог и не всегда качественное техническое обслуживание. Все они при несоблюдении своих прав могут смело обращаться за помошью в Общество потребителей автотехники России (ОПАР), Президент которого, Евгений Александрович Недзвецкий сегодня отвечает на вопросы нашего корреспондента Людмилы Даниловой.

............- Евгений Александрович, мой первый вопрос - будет традиционным: когда и как началось потребительское движение автомобилистов?

............- Наше общество существует в рамках потребительского движения России. Оно было зарегистрировано 21 сентября 1991 года. А в 1989 году, впервые в СССР по тому закону, который действовал еше в 1929 году, появилось "Общество потребителей-автолюбителей". Такое было в советское время фарисейское слово: собственником автомобиля гражданину вроде бы быть нельзя, но любить его разрешалось каждому. Купить машину было сложно, а уж о том, чтобы проследить за ее качеством, никто и не мечтал. Наше Общество находится на особом положении. Во-первых, с самого начала у нас индивидуальное членство. Во-вторых, первыми в Советском Союзе мы были зарегистрированы как общественная организация.

............"Общество потребителей автотехники России является добровольным обшественным объединением граждан-потребителей автотехники, ставящим своей целью удовлетворение разносторонних социальных, экономических, научно-технических, культурных, лосуговых и иных интересов автопотребителей, защиту их прав, содействие расширению производства и улучшению эксплуатации конкурентноспособной автотехники, с учетом экологических требований и требований безопасности, а также повышение качества жизни граждан за счет приобретения и использования легковых автомобилей как одного из эффективных средств коренного улучшения условий их труда и отдыха." - из Устава ОПАР.

............- Итак, общество потребителей автотехники России - самостоятельная общественная организация, которая состоит из ...

............- Общественного совета, Президента, Вице-президента. У нас есть отделения в Твери, Челябинске, Ростове. И, согласно Уставу, практически во всех крупных регионах есть общественные уполномоченные, представляющие Обшество.

............"Высшим руководящим органом ОПАР является Конференция ОПАР. Конференция ОПАР созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Руководящим органом ОПАР между конференциями и заседаниями Совета является Президиум Совета ОПАР, действующий на постоянной основе." - из Устава ОПАР.

............Задача нашего движения - всеми силами способствовать улучшению качества отечественных моделей. Мы за то, чтобы российские автомобилисты ездили на российских автомобилях. Не хотелось бы дожить до того времени, когда придется покупать машины только за рубежом. Горьковский автозавод, АЗЛК, ВАЗ, УАЗ работают, им только нужно помочь.

............- Каким образом ОПАР может оказать помощь отечественным производителям?

............- Одно из направлений нашей деятельности - законотворчество. Мы приняли самое активное участие в разработке изменений и дополнений Закона "О защите прав потребителей". Обшество провело несколько встреч со всеми автозаводами, собирало и рассматривало их предложения. В итоге в Законе было исправлено несколько неточностей.

............- Какие именно?

............- Закон в старой редакции давал право потребителю немедленно заменить товар с недостатком или в магазине, или у производителя. Считалось, что недостаток - это любое несоответствие документации. В новой редакции Закона мы поддержали предложение заводов внести уточнение - обмен можно произвести лишь при наличии существенного недостатка. Теперь автовладелец может заменить товар, только если без этого на самом деле не обойтись. Раньше при наличии недостатка купленного автомобиля он мог получить новый в течение всего гарантийного срока. Человек мог проехать много километров, а потом у машины отваливалась ручка, и он получал право поменять автомобиль на новый. Я считаю, что закон не должен превращаться в фарс, а потребитель - становиться экстремистом. Поэтому Обшество всегда готово провести независимую экспертизу по просьбе завода-изготовителя, и определить, действительно ли человек имеет право на замену автомобиля. Требования потребителей должны быть разумными. В законе срок службы товара определен только в годах, но ведь автомобиль - движущееся средство. За год машина может проехать триста тысяч километров, а в течение всего срока службы (по старому закону) человек был вправе ее обменять при наличии существенного недостатка. Средство передвижения могло эксплуатироваться "в хвост и в гриву", десять раз выработать ресурс, а потом хозяин требовал замены и по закону его требование должно было быть удовлетворено. Наше Обшество предложило, чтобы мерилом срока службы автомобиля (коль скоро это понятие остается в законе), служили или пробег, или годы - на усмотрение самого производителя.

............- А если ситуация противоположная: автомобиль куплен три года назад, а "наездил" по каким-то причинам всего 3000 или 10 000 км, не останется ли потребитель без защиты, коль скоро предусмотрено гарантийное обязательство на два года без ограничения по пробегу?

............- По сушествуюшему законодательству потребитель без зашиты не останется. Автомобиль - товар, к качеству которого предъявляются определенные требования в течение не только гарантийного срока, но и всего срока службы. Конечно, в течение срока гарантии потребителю несколько легче настаивать на своих правах, но с окончанием гарантии его право предъявлять претензии не погашается.

............- Если человек приобрел некачественный импортный автомобиль, Вы ему можете помочь?

............- Мы можем призвать к ответственности любую иностранную фирму,если она имеет своего представителя в России. Если же такового не имеется, все гораздо сложнее, но по нашим российским законам зашита потребителя все же возможна.

............- Потребитель обнаружил, что качество автомобиля не соответствует стандартам, а завод - изготовитель отказывается помочь. Что Вы ему посоветуете?

............- Что касается качества и отношений потребителя с производителем и продавцом, уладить проблему "один на один" бывает непросто. Не знает наш потребитель ни законов, ни своих прав.

............Он может обменять машину, только если купленный им автомобиль обладает существенным недостатком заводского происхождения. Но в девяти случаях из десяти завод докажет, что потребитель неправильно эксплуатировал машину и не имеет права на обмен. Конкретный пример: когда на автомобиле "Волга" до истечения гарантии началось отслоение краски, владельцу популярно объяснили, что это неблагоприятное влияние окружающей среды и завод за это ответственности не несет.

............Наше общество для того и существует, чтобы подобные "приключения" заканчивались благополучно. Мы имеем право проводить независимую экспертизу, которая во многих случаях помогает добиться справедливости. Без проведения соответствующих исследований владелец автомобиля с вышедшим из строя двигателем не смог бы одержать победу в борьбе с таким могучим соперником, как, например, Волжский автозавод. Представители завода уверяли, что при эксплуатации машины использовался низкооктановый бензин. Наши эксперты из Института авиационной промышленности провели спектральный анализ и доказали, что материал, из которого был сделан двигатель, содержит в 1,5 - 2 раза больше меди, чем положено по ГОСТу и качество бензина здесь ни при чем. Истцу оплатили ремонт двигателя. Но слушание дела продолжается: необходимо определить размеры морального вреда и неустойки.

............"Советы общественной экспертизы создаются для оценки качества вновь создаваемых автомобилей и другой автотехники различных классов и информирования потребителей по данному вопросу. Советы общественной экспертизы дают также оценку изобретениям в области автомобилестроения и производства иной автотехники" - из Устава ОПАР.

............Юристы помогают написать исковое заявление, к которому прилагается акт экспертизы. И после этого ответчику (магазину или заводу) надо очень постараться, чтобы доказать свою правоту. Иногда истей и ответчик примиряются уже на данном этапе. А если этого не произошло, за дело берется суд. Первое, что он устанавливает - существует на самом деле недостаток или нет, второе - имеет недостаток заводское происхождение или возник в результате неправильной эксплуатации. Если найден виновник возникновения недостатка - это уже достаточное основание для вынесения судебного решения. А дальше все просто: завод виноват, должен обменять автомобиль, и если он не уложился в отведенный срок, будет обязан выплатить неустойку за каждый просроченный день, возместить моральный ущерб, судебные издержки.

............- Скольким автомобилистам Вы помогли добиться справедливости?

............- С 1989 года у нас было около сорока судебных процессов, более двадцати из них - прецедентные дела. Самое первое дело состоялось в 1989 году. Автомобиль "Москвич" был куплен в Подольске и вскоре после покупки началось отслоение краски под капотом, в местах сварки. Хозяин испугался, так как новую машину купить было невозможно, а самостоятельно устранить недостаток он оказался не в силах. После того, как ему отказали в обмене машины, он обратился к нам, а мы посоветовали подать в суд исковое заявление к заводу-производителю. Закона "О зашите прав потребителей" еше не существовало, поэтому свои требования мы обосновывали, ссылаясь на статью 246 Гражданского Кодекса, согласно которой мы требовали заменить автомобиль. Ответчик отказывался удовлетворить иск, ссылаясь на то, что отмеченные истцом недостатки можно легко исправить. Суд решил назначить экспертизу в Институте лакокрасочных покрытий. Эксперт, известный в своей области специалист, заключил, что в принципе автомобиль перекрасить можно, но не в условиях станции техобслуживания, так как там нельзя соблюсти все нормативные требования без использования технологий, которые имеются на производстве. Суд убедился, что машина обладает существенным недостатком, который конкретный потребитель устранить не может и вынес решение, обязывающее изготовителя обменять автомобиль. Завод отказался восстанавливать справедливость и тогда судебный исполнитель арестовал в магазине первый же новый автомобиль этой марки и передал его потребителю.

............- Но, наверное, потребителей автотехники волнует не только качество?

............- Сейчас самые сложные, прецедентные дела у нас ведутся по дорожно-транспортным происшествиям. Потери и с той и с другой стороны всегда ощутимы, ответчики могут быть и юридическими, и физическими лицами. Но о нас и те, и другие вспоминают, когда деваться уже некуда.

............Пример: семья вечером возвращалась домой на машине и вдруг водителя ослепили фары встречного автомобиля, он и опомниться не успел, как врезался в кучу гравия, высыпанного прямо на дороге. Оказывается, днем здесь проводились ремонтные работы, но никаких указателей или дорожных знаков не было. Машина разбита, водитель, пожилой человек, его жена и ребенок получили травмы различной тяжести. Конечно, виновата дорожная служба, кроме того, милиция должна осуществлять государственный надзор за безопасным состоянием дороги, а дорожная служба знала, что за разбитую машину и восстановление здоровья придется платить. В итоге решили... завести уголовное дело на водителя машины. Процесс этот длился три года, в конце концов дочь пострадавшего обратилась к нам за помощью и дело прекратили, так как была установлена вина дорожных служб, допустивших нарушение Правил дорожного движения.

............Но всей этой тяжбы могло и не быть, если бы водитель в момент аварии нашел нескольких свидетелей, которые подтвердили бы, что состояние дороги было отвратительным. Водитель должен был настоять на том, чтобы в протоколе зафиксировали его мнение. Тогда он уже мог бы себя зашищать с большими основаниями. И ни в коем случае не нужно спешить вернуть себе отобранные права, ведь перед этим нужно будет заплатить штраф, то есть фактически признать себя виновным.

............- И ему ничего другого не останется, кроме как искать защиты в обществе потребителей автотехники России.

............- Мы взяли на себя часть функций государства и пытаемся отстоять права потребителя. Хотелось бы, правда, получить от него какую-то поддержку. Например, в послевоенной Германии Людвиг Эрхард и Аденауэр поддержали и профинансировали потребительское движение, и вскоре Германия по качеству товаров и услуг вышла на мировой уровень. Надеюсь, что когда-нибудь так будет и у нас в России.

- - - - -

............О том, как защищают свои права потребители за границей рассказывают истории почти фантастические для нашего человека...

............Во всем мире одна из основных задач потребительского движения - пропаганда юридических знаний. Человек должен понимать, что существует закон, который в состоянии его защитить. В США, Канаде, Израиле потребитель может решить свои проблемы с помощью третейского суда. Существующие Бюро безупречного бизнеса(БББ) выносят досудебные решения, действующие на правах закона. Большинство предприятий и фирм состоят в БББ, это считается престижным, является дополнительной гарантией качества производимых товаров и услуг, полезно в конечном итоге и для потребителей, и для производителей. Около года назад в России тоже было создано Бюро безупречного бизнеса

............(подробнее об этом см. "Адвокат" №6 - прим. автора).

............Совсем недавно, юридический советник ОПАР, заслуженный юрист Российской Федерации Яков Париий выпустил постатейный комментарий Закона "О защите прав потребителей". Думаю, эта книга будет полезна многим. ( Заметим, что первый постатейный комментарий Закона был опубликован в первом номере "Адвоката". - см. "Адвокат". 1996г. - №1)

............Р.S. Говорят, все люди на Земле делятся на две категории - автомобилистов и пешеходов. С Пешеходом все просто - с рождения и до самой смерти он бродит по земле "на своих двоих", и только в самых крайних случаях пользуется обшественным транспортом (делает кратковременную уступку машинам и становится Пассажиром). Автомобилист, напротив, жизни не представляет без стального сооружения, пахнущего бензином и краской. И нет для него ничего приятнее, чем побеседовать с себе подобными о новом сорте бензина, поругать вечные "пробки" в Центре, подробно обсудить достоинства и недостатки какой-нибудь хитрой охранной системы. Пешехода же Автомобилист понять не в состоянии, слишком уж разное у них мировосприятие и мироощущение. Автомобилисты удачливее пешеходов - у них есть всевозможные объединения ( формальные и неформальные ), где они могут поделиться жизненным опытом, решить сообща какие-то насущные проблемы. Если же Вы принадлежите к этой самой категории, но попали в безвыходную (на Ваш взгляд) ситуацию, обращайтесь в ОПАР!

ПРАКТИКА

............Некоторые люди не могут жить без постоянного чувства опасности. Им просто необходимо хотя бы время от времени "ходить по краю пропасти". Но все-таки, большинство Homо Sарiеns любит тишину и покой и не терпит неприятных сюрпризов и несчастных случаев. А поскольку в России, по словам классика, две вечные беды - дураки и дороги, лучше вовремя защититься и от той, и от другой напасти. Общество потребителей автотехники России с этим хорошо справляется, в чем Вы можете лично убедиться, ознакомившись с некоторыми делами из его практики.

Просите и дано вам будет...

............Еше в 1990 году, Когда Общество потребителей автотехники России называлось Обществом потребителей-автолюбителей (ОПА), а закона "О защите прав потребителей" не существовало, удавалось успешно отстаивать права покупателей автотехники и без вмешательства суда.

............По вине завода-изготовителя вышел из строя стартер автомобиля ЗАЗ-968 М. Владелец автомобиля ( член ОПА ), как и положено, доставил "Запорожец" на станцию технического обслуживания, где ему предложили оплатить стоимость злополучного стартера, а в возмещении расходов по доставке машины к месту ремонта отказали (гарантийный срок еше не истек! ). Человеку ничего не оставалось, как попросить помощи у ОПА, и "По поручению Совета ОПА, в соответствии с Уставом общества зашиты прав потребителей", директора станции технического обслуживания попросили разъяснить законность действий работников станции "ДЛЯ принятия решения об обращении в суд". Но столь суровых мер не потребовалось, так как владельцу автомобиля были возмещены все убытки.

............Поздней осенью 1994 года произошла авария в Москве на улице Юности: недалеко от входа в Институт молодежи в темноте автомобиль ВАЗ-21061 неожиданно выехал на ледяную горку, на которой как на трамплине машину подбросило и вынесло на встречную полосу движения. Затем автомобиль ударился о дерево. В результате аварии были повреждены оба задних крыла, переднее правое колесо, багажник, лонжероны. По словам сторожа института, бывшего очевидцем происшествия, ледяной нарост образовался оттого, что вовремя не ликвидировали течь из колодца, а рабочие дорожной службы просто периодически скалывали наледь. Хозяйка пострадавшей машины обратилась за советом в Общество потребителей автотехники России и после их консультации решила подать в Перовский межмуниципальный народный суд иск к аварийному управлению Мосводопровода, так как эта организация не исполняла надлежащим образом свои обязанности, из-за чего и произошло дорожно-транспортное происшествие. А сама истица в результате этого неприятного случая потерпела материальный ущерб (расходы на ремонт автомобиля), а также моральный вред, выразившийся в том, что "автомобиль длительное время не эксплуатировался, что создавало трудности в передвижении по городу, а также в проведении летнего отдыха" (из искового заявления). 10 августа 1994 года состоялся суд. Рассмотрев дело в открытом заседании, суд решил удовлетворить иск как в части возмещения материального ущерба, так и морального вреда, компенсация которого, по оценке суда, составила 500 000 рублей. Судебные расходы суд постановил взыскать с ответчика.

Хождение по мукам

............Москвич Алексей Иванович Гладунцов, как и все мы, ежедневно испытывал на себе тяготы урбанизации: огромные расстояния и общественный транспорт, недостатки которого устали обсуждать даже неутомимые писатели-юмористы. Долго ли, коротко ли, но в один прекрасный день ( а именно - 24 декабря 1994 года ), он обзавелся, наконец-то, долгожданным личным средством передвижения - серым автомобилем марки ВАЗ-1111 "Ока". целый год Алексей Иванович жил-поживал, радовался покупке, катал родных и знакомых, пока не обнаружил, что его автомобиль обладает существенными недостатками. В ОПАР ему помогли провести экспертизу, составить исковое заявление, словом, человеку была оказана юридическая помошь. 28 января 1995 года А.И.Гладунцов подал в Межмуниципальный Тимирязевский народный суд г.Москвы исковое заявление о замене автомобиля с недостатками (ненадлежащего качества) и возмещении морального ущерба. После вызова в суд представитель ответчика ( общество с ограниченной ответственностью Завод микролитражных автомобилей г. Набережные Челны) обешал в течение двух недель полностью устранить возникшие неполадки, но обязательства своего не выполнил и за три месяца. Время шло, истей по мере необходимости продолжал пользоваться машиной, и через несколько месяцев ( 24 апреля 1995 года) во время поездки протек бензопровод. В полу, рядом с передним сиденьем, образовались отверстия, через которые около пяти литров бензина просочилось внутрь салона. Владелец явно некондиционного автомобиля обратился за помощью на станцию технического обслуживания "Ока-центр", где неисправность устранили. Но с этого момента "Ока" начала разрушаться прямо на глазах у владельца. Когда 2 июня 1995 года он в очередной раз подал иск все в тот же Тимирязевский народный суд, у машины уже была оторвана петля задней двери, вышли из строя датчик температуры и спидометр, не отключался отопитель.

............Но все хорошо, что хорошо заканчивается. Экспертиза установила, что все недостатки появились по вине изготовителя, а суд потребовал заменить автомобиль на новый. Кроме того, суд взыскал с ответчика в пользу истца расходы по делу, возмещение морального вреда, неустойку и госпошлину.

Один плюс один

............Андрей Александрович Полюшок из пос.Белоозерский Воскресенского района Московской области оказался в похожей ситуации. У его автомобиля ВАЗ-21053 в период гарантийного обслуживания выявилось смещение заднего моста, на повороте машина двигалась рывками. Из-за этого, как утверждают специалисты, жизнь пассажиров постоянно подвергалась опасности: если при повороте задние колеса не сходились на несколько сантиметров, машина могла перевернуться. Владелец опасной машины сообщил о случившемся на станцию технического обслуживания, которая являлась представителем завода-изготовителя. А станция, в свою очередь, уведомила завод в Тольятти, что требуется замена дефектной машины. Завод отказал в этой справедливой просьбе, и тогда вмешался ОПАР (помог составить исковое заявление, ходатайство, провести экспертизу и т.д.). Воскресенский городской народный суд принудил завод обменять некачественный автомобиль, истцу выплатили неустойку, возместили моральный вред. И теперь Андрей Алексеевич снова ездит на работу на собственной машине. Будем надеяться, что она окажется лучшего качества, чем ее предшественница, и ее хозяину больше не придется ежедневно рисковать своей жизнью.

............Риск, конечно, благородное дело, но только безумец будет искать приключения там, где без них можно обойтись. А если Вам не хватает опасности, попробуйте прыгать с парашютом, сходите в горы, но никогда не нарушайте правила дорожного движения и не эксплутируйте неисправный автомобиль!


По материалам ОПАР подготовила журналист Людмила Данилова


© Журнал "АДВОКАТ"1998