ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ


ГАРАНТИЯ НА АВТОМОБИЛЬ

............В последнее время фирмы, торгующие отечественными автомобилями, начали соревноваться между собой в длительности гарантийных сроков, устанавливаемых ими на машины. Сейчас у продавцов срок предоставляемой гарантии на некоторые модели отечественных автомобилей достигает 3 лет, что намного превышает срок, установленный изготовителем. Вполне естественно, что в условиях жесткой конкуренции дилеры стремятся привлечь покупателя, в том числе и обеспечивая его уверенность в защите от заводского брака. Казалось бы, покупатель только выигрывает от того, что продавец берет на себя заботу о качестве автомобиля на такой долгий срок. Многие автовладельцы, руководствуясь этими аргументами, приобретают автомобиль там, где больше дают гарантии, подписывают договора на гарантийное обслуживание и нередко даже оплачивают за это деньги.

............Однако в условиях рынка ничего не делается бескорыстно, и большую гарантию нельзя объяснить только конкурентной борьбой. Если бы это не было выгодно дилерам, никакая конкуренция не заставила бы их "проявлять заботу о покупателе". Тенденция к увеличению дилерами гарантийных сроков по сравнению с заводскими возникла в основном потому, что фирмы обзавелись собственными техцентрами, где проданные автомобили проходят периодическое платное ТО. Услуги по ТО являются очень даже платными, и при этом владелец машины "привязывается" к определенному техцентру. Практически все договора на гарантийное обслуживание, предоставляемое продавцами, содержат условия о лишении гарантии в случае, когда владелец не проходит очередное ТО в техцентре продавца. Другие условия вынуждают приобретать все расходные материалы, масла и запасные части только у него, иначе опять же гарантии вы лишитесь. Все дополнительное оборудование на автомобиль также придется устанавливать у продавца, даже такие простые вещи, как автомагнитола. Все это позволяет продавцу диктовать более высокие цены на свои услуги и расходные материалы. Но никто не сможет внятно объяснить покупателю, какая причинно-следственная связь имеется между установленной самостоятельно магнитолой или маслом, купленным в другом магазине, и вышедшими из строя элементами подвески. При этом, как правило, график прохождения ТО по сравнению с установленным заводом более учащенный и приезжать на обслуживание надо чуть ли не в два раза больше. А стоимость ТО значительно превышает цены на официальных станциях завода - изготовителя, доходя в Москве до 100 долларов за очередное обслуживание.

............Таким образом, автовладелец, считающий, что застраховал себя от поломок автомобиля, повергается в полную зависимость от определенной фирмы. Причем оплаченные за такую "гарантию" суммы могут превысить затраты на платный ремонт всех заводских неисправностей в обычном сервисе. Кроме того, многие договора предусматривают отсутствие гарантии на определенные комплектующие автомобиля, например резиновые детали, сцепление, стартеры и др.

............Так нужна ли вообще такая "гарантия"? Единственным аргументом в ее пользу считают то, что на официальных станциях завода приходиться подолгу ждать гарантийного ремонта и не всегда имеются запасные части. Однако здесь следует помнить, что есть закон, защищающий права потребителей, и при правильном поведении всегда можно получить быстрый гарантийный ремонт на авторизованной станции завода. Для тех, кто при обнаружении брака сразу предъявляет письменную претензию с уведомлением о вручении и требованием о гарантийном ремонте, ждать приходиться недолго и запасные части находятся. Поскольку сервисная станция знает, что по Закону "О защите прав потребителей" гарантийный ремонт должен быть выполнен незамедлительно, а иначе придется нести ответственность за просрочку - платить неустойку в размере 1% от стоимости товара (автомобиля) за каждый пропущенный день. А это громадные деньги! И если вы официально написали заявку на ремонт, зарегистрировали ее определенной датой, отношение сразу меняется.

............Что же касается условий гарантии некоторых дилеров, то в определенных случаях они могут даже принести и вред. Мало кто задумывается, что условия договоров с продавцами подчас просто незаконны. Ведь оказание услуг по таким договорам обуславливается обязательным приобретением товаров (расходных материалов) и других услуг (установкой доп. оборудования), что прямо запрещено ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей": "запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг) возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме. И будет интересно, если кто-нибудь решиться предъявить судебный иск о возмещении убытков за весь период "привязанной" гарантии.

............Но самое интересное - то, что в большинстве своем такая "гарантия" ВООБЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ БЛЕФОМ, рассчитанным на незнание покупателем своих законных прав. Гарантия дилера имеет смысл только после истечения заводской гарантии или двух лет, предусмотренных законом "О защите прав потребителей" для предъявления требований в отношении недостатков товара ("законной" гарантии). Если гарантия дана заводом-изготовителем, она автоматически переходит на продавца, который вправе установить только дополнительный гарантийный срок сверх срока, установленного изготовителем товара (ст. 5 Закона "О защите прав потребителей"). В период действия заводской гарантии продавец полностью отвечает за все недостатки товара, возникшие вследствие производственных дефектов и не может ограничивать свою ответственность на отдельные виды комплектующих и диктовать условия, ухудшающие ваше положение по сравнению с условиями заводской гарантии. Если договор содержит подобные условия, они будут недействительными. Так что заключение какого-либо отдельного договора на гарантийное обслуживание в этот период вовсе не нужно, обязанности продавца ремонтировать автомобиль возникают в силу закона. Во что гласит Закон: продавец отвечает за недостатки товара, на который установлен гарантийный срок, если не докажет, что они возникли вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения, транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы. Все, что нужно покупателю - знать свои права и уметь написать претензию с требованием о гарантийном ремонте. И в тех случаях, когда вы не прошли очередное ТО на станции дилера или залили масло, купленное в обычном магазине, вы все равно имеете полное право потребовать бесплатного ремонта от продавца, до тех пор, пока не истечет заводская гарантия или два года, установленные законом.

............Если резюмировать сказанное, получается, что: договор на гарантийное обслуживание имеет смысл заключать только на период, превышающий установленную производителем гарантию и только в этот период продавец вправе выставлять свои условия гарантии.

............Прохождение ТО в техцентре дилера, не являющегося официальной сервисной станцией завода, чревато и другими последствиями. Дело в том, что завод несет полную ответственность за действия своих уполномоченных СТО, в отличие от техцентров, не указанных в сервисной книжке изготовителя. Кстати, следует отметить, что на заводах более четко следят за соблюдением законодательства о защите прав потребителей: вы не найдете в сервисной книжке условия об обязательном прохождении ТО только на указанных в сервисной книжке станциях. Это условие содержится только как рекомендация, иначе это опять навязывание услуг. Но все же если вам испортят двигатель на неуполномоченной станции, завод отвечать за это не будет, а значит заменить машину или получить за нее обратно деньги вы не сможете. В лучшем случае виновник его отремонтирует. Если же вы проходите ТО на уполномоченных изготовителем станциях, вы будете иметь полную возможность предъявлять свои требования о ремонте (либо о замене или возврате денег) как изготовителю, так и продавцу. И завод не сможет использовать в качестве аргумента в споре о гарантии прохождение ТО на неуполномоченных станциях.

............И напоследок, замечу, что по нашей практике, при возникновении серьезной проблемы, требующей дорогостоящего гарантийного ремонта, желание выполнять его часто отсутствует что у изготовителя, что у продавца. И это при том, что стоимость работ по гарантии изначально закладывается в отпускную и продажную цену автомобиля. Поэтому при покупке нового отечественного автомобиля стоит подумать, что лучше - платить большие деньги за гарантию дилера или научиться реализовывать свои законные права.

............Н. Антонов, Юрисконсульт

==== © OPAR 2004 ====