ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ


ВЫБОР ПРОДАВЦА АВТОМОБИЛЯ

............Российский авторынок за последние годы достиг значительных размеров и количество фирм, занимающихся торговлей автомобилями только увеличивается. Тем актуальней становиться для покупателя проблема правильного выбора. Потеряться в многообразии объявлений о продаже автомашин либо поддастся навязчивой рекламе, не составит никакого труда. Но не следует спешить, поскольку правильный выбор - гарантия вашей защищенности. В принципе, еще перед приобретением можно определить насколько добросовестно продавец исполняет свои обязанности, предусмотренные действующим законодательством, что в какой мере дает возможность рассчитывать на их добросовестное исполнение и после покупки.

............В большинстве случаев при выборе продавца существенную роль играет предлагаемая им цена. Однако известны случаи, когда, сэкономив небольшую сумму при покупке, люди теряли возможность предъявлять свои претензии по качеству автомобиля к продавцу по той причине, что фирма просто прекращала свою деятельность (т.е. оказывалась так называемой фирмой-однодневкой). Чтобы избежать подобных ситуаций, целесообразнее приобретать автомобиль в фирме, достаточно давно находящейся на рынке. Поинтересуйтесь, сколько лет фирма занимается продажей автомобилей. При этом внимание обратить надо не на название автосалона, даже широко разрекламированного, а на наименование конкретного юридического лица, которое в этом автосалоне торгует.

............Желательно узнать, осуществляет ли фирма прямые поставки с завода (при покупке нового отечественного автомобиля это можно будет посмотреть в паспорте транспортного средства, в таком случае предыдущим перед фирмой собственником автомобиля является производитель, а не какие-либо посреднические организации), является ли фирма официальным дилером изготовителя. Множество фирм - перекупщиков в паспорте транспортного средства уверенности не прибавляют.

............Проверьте, является ли продавец собственником автомобиля. Продавцом может быть фирма, не являющаяся собственником, а осуществляющая продажу по так называемому договору поручения. Ситуация эта распространенная, и на ней стоит остановиться подробнее. Схему продаж по договору поручения использует большое количество московских автосалонов, т.к. она помогает уйти от ответственности как перед потребителем за качество машин, так и перед налоговыми органами. Выглядит это следующим образом: существует две фирмы, т.н. доверитель и поверенный. Торговую деятельность в автосалоне ведет фирма - поверенный, она же дает рекламу, и, как правило, "однодневкой" не является. Но машины, которые продает поверенный, ему не принадлежат, он всего лишь оформляет сделку. Автомобили принадлежат доверителю, от имени и по поручению которого поверенный продает машины потребителям. А по Гражданскому кодексу, все права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают у доверителя, в том числе и ответственность за качество автомобилей. Доверитель же и является подставной фирмой, созданной под одну-несколько партий автомашин, в рекламе и розничной продаже не фигурирует, и в нужное время исчезает.

............Если собственник-доверитель находиться в другом регионе, предъявить претензии может стать затруднительным, поэтому уточните, где зарегистрирована фирма, которой принадлежит автомобиль. И, конечно же, лучше, когда продавец и собственник совпадают.

............Деятельность по продаже автотранспортных средств подлежит обязательному лицензированию, то есть продавец должен иметь лицензию - право на торговлю, выданную органами местной администрации в установленном порядке (в Москве, например, лицензии выдает Московская лицензионная палата). За осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности. И, хотя, случаи, когда организация продает автомобили без соответствующей лицензии, в общем - то ушли в прошлое, удостовериться, кем и когда выдана лицензия, необходимо, это может пригодиться в дальнейшем. Государственный орган, выдавший лицензию, может приостановить ее действие либо отозвать в случае, когда организация нарушает условия действия лицензии - соблюдение действующего законодательства.

............Уважительно ли относиться продавец к своим клиентам, можно увидеть и по торговой площади, обслуживающему персоналу, информации, размещенной для потребителей, своей рекламе и т.п. Сведения, указываемые в рекламных объявлениях, должны быть достоверными, цена должна быть окончательной, включающей все налоги. Солидные автомагазины могут предложить дополнительную гарантию на машину, помимо гарантийного срока изготовителя. Ни одна фирма, знающая и соблюдающая права потребителей, не будет заранее "внушать", что не несет ответственности за качество проданных автомашин. Очевидцем подобной истории был сам: при покупке знакомым новых "Жигулей" в одном московском автосалоне, на прямо поставленный вопрос, что если в машине обнаружиться серьезный производственный дефект, директор категорически заявил: "Магазин деньги за автомобили не возвращает. Будете обращаться на завод". "Жигули" купили в другом месте.

............Аналогична ситуация, когда продавец заранее ограничивает свою ответственность перед потребителем небольшим сроком, например, сообщает, что претензии по качеству проданного автомобиля фирма принимает только в течение двух недель (до постановки автомобиля на учет), тогда как завод - изготовитель установил годовую гарантию. Помните, что государственная регистрация автомобиля не имеет никакого отношения к возможности предъявления претензий к качеству машины (о замене, возврате денег), предусмотренных законом. Продавец несет полную ответственность в течение гарантийного срока, предусмотренного изготовителем товара, и лишь после его истечения он может устанавливать свои условия гарантии.

............Право потребителя своевременно получить полную и достоверную информацию о продавце - одно из основных прав, закрепленных в Законе РФ "О защите прав потребителей". Поэтому еще до покупки вам должны сообщить все необходимые сведения, включая вышеизложенное. Смело спрашивайте все интересующие вас подробности. Во что гласит статья 8 Закона РФ "О защите прав потребителей": "потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация доводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации".

............Помимо Закона РФ "О защите прав потребителей", автосалон должен руководствоваться Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 (с последующими изменениями и дополнениями). В них содержится специальный раздел "Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов". Вот какие требования устанавливает этот нормативный акт: продавец должен обеспечить свободный доступ к автомашинам, предлагаемым к продаже. Вы вправе полностью осмотреть понравившийся автомобиль. Внимательный осмотр на предмет механических повреждений, царапин и других явных дефектов необходим, поскольку после покупки бывает крайне сложно доказать, когда он возник.

............Продаже подлежат автомобили, прошедшие предпродажную подготовку. Магазин обязан перед продажей автомобиля выполнить работы по подготовке его к эксплуатации. Характер и объем таких работ устанавливает производитель для каждой модели автомашины, сведения о предпродажной подготовке вносятся в сервисную книжку. Взимание отдельной платы за предпродажную подготовку незаконно, это не платная услуга, а обязанность продавца. Поэтому не поддавайтесь заверениям о бесплатной предпродажной подготовке, это лишь указывает на недобросовестность фирмы.

............Прямое нарушение законодательства о защите прав потребителей - навязывание дополнительных аксессуаров и комплектующих, не предусмотренных изготовителем. Все заводские комплектующие перечислены в сервисной книжке и должны входить в цену автомобиля. Но некоторые фирмы без согласия покупателя прилагают к автомобилю аптечки, чехлы, дорогие наборы инструментов, устанавливают противоугонные устройства, литые диски, "улучшенную" резину и т.д., таким образом вынуждая приобретать эти товары у них. Закон же устанавливает, что обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных запрещено (ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 22 Правил продажи отдельных видов товаров).

............То же касается и иных услуг, например, страхования транспортных средств в месте продажи.

............Н. Антонов, Юрисконсульт

==== © OPAR 2004 ====