ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ
............Российский авторынок за последние годы достиг значительных размеров и количество фирм, занимающихся торговлей автомобилями только увеличивается. Тем актуальней становиться для покупателя проблема правильного выбора. Потеряться в многообразии объявлений о продаже автомашин либо поддастся навязчивой рекламе, не составит никакого труда. Но не следует спешить, поскольку правильный выбор - гарантия вашей защищенности. В принципе, еще перед приобретением можно определить насколько добросовестно продавец исполняет свои обязанности, предусмотренные действующим законодательством, что в какой мере дает возможность рассчитывать на их добросовестное исполнение и после покупки. |
............В большинстве случаев при выборе продавца существенную роль играет предлагаемая им цена. Однако известны случаи, когда, сэкономив небольшую сумму при покупке, люди теряли возможность предъявлять свои претензии по качеству автомобиля к продавцу по той причине, что фирма просто прекращала свою деятельность (т.е. оказывалась так называемой фирмой-однодневкой). Чтобы избежать подобных ситуаций, целесообразнее приобретать автомобиль в фирме, достаточно давно находящейся на рынке. Поинтересуйтесь, сколько лет фирма занимается продажей автомобилей. При этом внимание обратить надо не на название автосалона, даже широко разрекламированного, а на наименование конкретного юридического лица, которое в этом автосалоне торгует. |
............Желательно узнать, осуществляет ли фирма прямые поставки с завода (при покупке нового отечественного автомобиля это можно будет посмотреть в паспорте транспортного средства, в таком случае предыдущим перед фирмой собственником автомобиля является производитель, а не какие-либо посреднические организации), является ли фирма официальным дилером изготовителя. Множество фирм - перекупщиков в паспорте транспортного средства уверенности не прибавляют. |
............Проверьте, является ли продавец собственником автомобиля. Продавцом может быть фирма, не являющаяся собственником, а осуществляющая продажу по так называемому договору поручения. Ситуация эта распространенная, и на ней стоит остановиться подробнее. Схему продаж по договору поручения использует большое количество московских автосалонов, т.к. она помогает уйти от ответственности как перед потребителем за качество машин, так и перед налоговыми органами. Выглядит это следующим образом: существует две фирмы, т.н. доверитель и поверенный. Торговую деятельность в автосалоне ведет фирма - поверенный, она же дает рекламу, и, как правило, "однодневкой" не является. Но машины, которые продает поверенный, ему не принадлежат, он всего лишь оформляет сделку. Автомобили принадлежат доверителю, от имени и по поручению которого поверенный продает машины потребителям. А по Гражданскому кодексу, все права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают у доверителя, в том числе и ответственность за качество автомобилей. Доверитель же и является подставной фирмой, созданной под одну-несколько партий автомашин, в рекламе и розничной продаже не фигурирует, и в нужное время исчезает. |
............Если собственник-доверитель находиться в другом регионе, предъявить претензии может стать затруднительным, поэтому уточните, где зарегистрирована фирма, которой принадлежит автомобиль. И, конечно же, лучше, когда продавец и собственник совпадают. |
............Деятельность по продаже автотранспортных средств подлежит обязательному лицензированию, то есть продавец должен иметь лицензию - право на торговлю, выданную органами местной администрации в установленном порядке (в Москве, например, лицензии выдает Московская лицензионная палата). За осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности. И, хотя, случаи, когда организация продает автомобили без соответствующей лицензии, в общем - то ушли в прошлое, удостовериться, кем и когда выдана лицензия, необходимо, это может пригодиться в дальнейшем. Государственный орган, выдавший лицензию, может приостановить ее действие либо отозвать в случае, когда организация нарушает условия действия лицензии - соблюдение действующего законодательства. |
............Уважительно ли относиться продавец к своим клиентам, можно увидеть и по торговой площади, обслуживающему персоналу, информации, размещенной для потребителей, своей рекламе и т.п. Сведения, указываемые в рекламных объявлениях, должны быть достоверными, цена должна быть окончательной, включающей все налоги. Солидные автомагазины могут предложить дополнительную гарантию на машину, помимо гарантийного срока изготовителя. Ни одна фирма, знающая и соблюдающая права потребителей, не будет заранее "внушать", что не несет ответственности за качество проданных автомашин. Очевидцем подобной истории был сам: при покупке знакомым новых "Жигулей" в одном московском автосалоне, на прямо поставленный вопрос, что если в машине обнаружиться серьезный производственный дефект, директор категорически заявил: "Магазин деньги за автомобили не возвращает. Будете обращаться на завод". "Жигули" купили в другом месте. |
............Аналогична ситуация, когда продавец заранее ограничивает свою ответственность перед потребителем небольшим сроком, например, сообщает, что претензии по качеству проданного автомобиля фирма принимает только в течение двух недель (до постановки автомобиля на учет), тогда как завод - изготовитель установил годовую гарантию. Помните, что государственная регистрация автомобиля не имеет никакого отношения к возможности предъявления претензий к качеству машины (о замене, возврате денег), предусмотренных законом. Продавец несет полную ответственность в течение гарантийного срока, предусмотренного изготовителем товара, и лишь после его истечения он может устанавливать свои условия гарантии. |
............Право потребителя своевременно получить полную и достоверную информацию о продавце - одно из основных прав, закрепленных в Законе РФ "О защите прав потребителей". Поэтому еще до покупки вам должны сообщить все необходимые сведения, включая вышеизложенное. Смело спрашивайте все интересующие вас подробности. Во что гласит статья 8 Закона РФ "О защите прав потребителей": "потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация доводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации". |
............Помимо Закона РФ "О защите прав потребителей", автосалон должен руководствоваться Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 (с последующими изменениями и дополнениями). В них содержится специальный раздел "Особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов". Вот какие требования устанавливает этот нормативный акт: продавец должен обеспечить свободный доступ к автомашинам, предлагаемым к продаже. Вы вправе полностью осмотреть понравившийся автомобиль. Внимательный осмотр на предмет механических повреждений, царапин и других явных дефектов необходим, поскольку после покупки бывает крайне сложно доказать, когда он возник. |
............Продаже подлежат автомобили, прошедшие предпродажную подготовку. Магазин обязан перед продажей автомобиля выполнить работы по подготовке его к эксплуатации. Характер и объем таких работ устанавливает производитель для каждой модели автомашины, сведения о предпродажной подготовке вносятся в сервисную книжку. Взимание отдельной платы за предпродажную подготовку незаконно, это не платная услуга, а обязанность продавца. Поэтому не поддавайтесь заверениям о бесплатной предпродажной подготовке, это лишь указывает на недобросовестность фирмы. |
............Прямое нарушение законодательства о защите прав потребителей - навязывание дополнительных аксессуаров и комплектующих, не предусмотренных изготовителем. Все заводские комплектующие перечислены в сервисной книжке и должны входить в цену автомобиля. Но некоторые фирмы без согласия покупателя прилагают к автомобилю аптечки, чехлы, дорогие наборы инструментов, устанавливают противоугонные устройства, литые диски, "улучшенную" резину и т.д., таким образом вынуждая приобретать эти товары у них. Закон же устанавливает, что обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных запрещено (ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. 22 Правил продажи отдельных видов товаров). |
............То же касается и иных услуг, например, страхования транспортных средств в месте продажи. |
............Н. Антонов, Юрисконсульт |
==== © OPAR 2004 ==== |