ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ

Газета "Бизнес"

Осаму Масука: Вопрос о заводе Mitsubishi в России рассмотрим через три года

Последние годы Mitsubishi Motors чувствовала себя на глобальном автомобильном рынке не лучшим образом: компания была убыточной, а ее продажи неуклонно снижались. И только в России сбыт Mitsubishi рос быстрее рынка, что позволило нашей стране занять первое место в Европе по продажам автомобилей с тремя бриллиантами. О сегодняшнем состоянии дел в компании обозревателю "Бизнеса" Роману Гуляеву рассказал президент Mitsubishi Motors Осаму Масука.

- Японские автостроительные компании активно осваивают российский рынок. О своих планах по строительству завода уже объявила Toyota, по слухам, готовятся подобные решения со стороны Nissan и Honda. Будет ли Mitsubishi выпускать свои автомобили в России?

- В прошлом году мы продали в России чуть более 55 тыс. автомобилей. С таким объемом у нас никаких планов по производству нет, но как только мы выйдем на объемы 80-100 тыс. автомобилей в год, можно будет начать рассматривать этот вопрос. В любом случае мы будем консультироваться с нашим российским партнером.

- Когда вы ожидаете выход на такой уровень продаж в России?

- Через три года.

- Какой политики придерживается Mitsubishi при размещении предприятия в других странах? Может это быть совместным предприятием с кем-то из местных участников рынка или вы строите заводы по принципу greenfield, то есть с нуля?

- Мы рассматриваем отдельно каждый случай, после чего определяем политику. Пока по России этот вопрос не рассматривался. Но мы не исключаем ни создания СП с местными автомобильными заводами, ни работы по принципу greenfield.

- До недавнего времени новости о финансовом состоянии Mitsubishi Motors были далеко не радужными. Как складываются дела концерна на сегодняшний день?

- Мы уже объявляли, что в третьем квартале 2005 года Mitsubishi по финансовым показателям имела "черные цифры", то есть получила прибыль. Это очень важный для нас сигнал. В четвертом квартале обычно продажи превосходят все остальные кварталы, так что мы надеемся на такой же результат.

- За счет чего он достигнут?

- Во-первых, мы постоянно меняем продуктовую линейку. Но самое главное, все сотрудники Mitsubishi изменили отношение к делу и внесли свой вклад в улучшение ситуации.

- В то же время на основном рынке - американском - дела ваши идут не столь хорошо…

- С нового года мы приняли новую стратегию работы на этом рынке. Во-первых, сменили менеджмент американской Mitsubishi - направили туда лучшие кадры для исправления ситуации. На этом рынке мы концентрируемся на укреплении дилерской сети и на загрузке производственных мощностей, которые должны использоваться по максимуму.

С июня мы планируем экспорт автомобилей из США - речь идет о модели Galant для России и некоторых других восточноевропейских и среднеазиатских рынков. В России на такие машины - большие седаны - есть устойчивый спрос. В то же время мы не планируем экспортировать этот автомобиль в Западную Европу, так как рынок таких машин там минимален.

- Как обстоят ваши дела в Европе?

- Результаты в Европе нас вполне удовлетворяют. За финансовый год (с 1 апреля 2005 года по 31 марта 2006 года) мы рассчитываем реализовать 260 тыс. автомобилей. В связи с этим нам очень приятно, что по объему продаж в Европе на первое место вышла Россия, которая стала для нас самым главным рынком. Мы уверены, что в дальнейшем ситуация будет улучшаться с выходом на рынок новых моделей, таких как представленный в Женеве пикап L200, новые Outlander (выходит на рынок осенью) и Lancer (в следующем году). Эти модели будут оснащаться как бензиновыми, так и дизельными двигателями, что очень важно для европейского рынка.

- И все же согласитесь, достаточно странно, что российский рынок, который уступает немецкому, британскому, испанскому, итальянскому и французскому, для Mitsubishi является номером один. Не свидетельствует ли это о том, что на крупнейших европейских рынках позиции Mitsubishi слабы?

- Нет. В Германии и Великобритании у нас все в порядке, в Испании и Италии планы перевыполняются. Есть определенное беспокойство по Франции, но сейчас мы туда направили новый менеджмент, который должен поменять ситуацию.

Первое место России я объясняю не только тем, что у нас хороший местный партнер - "Рольф-холдинг", но и тем, что российские клиенты имеют "правильные глаза" и выбирают "правильные автомобили".

- Будет ли продаваться в Европе новый Outlander или этот кроссовер будет предлагаться только под марками Peugeot и Citroen, с которыми вы заключили соответствующие соглашения?

- В апреле этого года Outlander появится в США, а в следующем году - в Европе. Он будет продаваться вне зависимости от французских коллег.

- А будет ли в Европе новое поколение спорт-купе Eclipse для американского рынка?

- Таких планов у нас нет.

- Если говорить о спорте, то почему Mitsubishi прекратила участие в чемпионате мира по ралли (WRC)?

- Мы решили сконцентрироваться на том, что получается у нас лучше, поэтому решили пока участвовать только в гонках Лиссабон-Дакар. Возможно, мы вернемся в WRC, когда у нас появится новый автомобиль.

- Судя по последним автосалонам, в ближайшее время на ключевых рынках Европы, США ожидается китайская экспансия. Не опасаетесь ли вы ее?

- Бороться по цене с китайскими автомобилями сложно. Мы готовимся к китайской экспансии и постараемся противостоять им высокими технологиями. Пока я не думаю, что китайские производители несут угрозу.

- В то же время в России ваш пикап Mitsubishi L200 долгое время был лидером в своем сегменте, но в прошлом году уступил эту позицию пикапу Great Wall Deer…

- В противостоянии с китайцами мы будем позиционировать себя как более качественные и технологичные автомобили. Именно поэтому мы сейчас много вкладываем в разработку новых технологий, чтобы опередить китайцев в этом аспекте.

- А вообще приход китайских компаний сильно изменит глобальный автомобильный рынок?

- Начнем с того, что Китай - сам по себе огромный рынок, где уже наблюдается серьезная конкуренция между местными игроками и иностранными компаниями, открывшими там производство. На глобальном рынке китайцы тоже могут стать силой через некоторое время. С того же самого начинали корейские автопроизводители, которые сейчас имеют сильные позиции в мире и продолжают их укреплять.

- Так когда же на глобальном рынке придет время китайцев?

- На мой взгляд, об этом говорить пока рано.

© "Бизнес"N 43 (248) 14 марта 2006 года