ГОДОВОЙ БАЛАНС
(7 "самых-самых" автомобилей года - Журнал "Эксперт")
Андрей Безверхов
Этот список "самых-самых" автомобилей года - не рейтинг популярности моделей, не выбор "лучших" в том или ином классе, среди внедорожников, представительских или городских машин. Высчитывать количество технических новаций, тормозной путь и скорость, эргономику салона - дело специализированных изданий. Мы же представляем свой взгляд на рынок, оценку предложений, которые по тем или иным причинам оказались в уходящем году самыми интеpесными.
В уходящем году рынок автомобилей в России продолжал активно расти, прежде всего благодаpя растущему спросу на иномарки. По предварительным оценкам, в этом году у нас будет продано порядка 550-560 тыс. легковых машин зарубежных брендов, пpи том что итог пpошлого года - 350 тыс. Причины очевидны: стабилизация экономики, рост доходов населения, а также доступность потребительских кредитов. Именно благодаря кредитам многие смогли либо заменить свои подержанные машины на новые иномарки, либо, покупая свою первую машину, сделать выбор в пользу иностранного автомобиля. Как меняются потребительские предпочтения, показывает статистика. Например, в 2005 году стал ниже спрос на автомобили стоимостью 30-45 тыс. долларов и наоборот, возрос на иномарки по цене от 10 до 25 тыс. долларов, а также на внедорожники и представительские модели в ценовом диапазоне 46-60 тыс. долларов.
1. Самый востребованный импортируемый автомобиль Mitsubishi Lancer В 2005-м в России будет продано более 39 тыс. таких машин. Подобный результат - мечта для целых брендов, а тут "в улет" идет всего одна модель. Секрет прост: японцы вместе с их российским дистрибутором сумели сделать на редкость "сбалансированное предложение". Во-первых, машина современная - нынешнее поколение Lancer появилось лишь два года назад, а в этом году фирма снова освежила его внешний вид и интерьер. Во-вторых, Lancer делают в Японии, что означает качество "на пять": четкая работа всех узлов и механизмов, минимальные зазоры, никаких скрипов и шумов. Не зря в рекламе заявляют: проверен русскими сугробами, бордюрами и топливом. В-третьих, замечательная управляемость и динамика. Видимо, свою роль сыграли "гены": Lancer Evolution - одна из лучших в мире гоночных машин, а "просто Lancer" унаследовал от него многие черты. К примеру, версия с двухлитровым двигателем развивает скорость более 200 км/ч, а до "сотни" разгоняется меньше десяти секунд. Кстати, "задиристость" машины видна даже по тому, как сделаны сиденья: в отличие от большинства других авто гольф-класса посадка здесь гораздо ниже, и это позволяет лучше чувствовать машину на высоких скоростях. В-четвертых, неплохая комплектация: уже в самом доступном варианте есть АБС, две надувных подушки безопасности, кондиционер и электропакет. И все это по ценам от 14490 до 19990 долларов, да еще без очереди (в салонах нынче большой выбор версий). | |
2. Главная новинка автосборочных производств страны Ford Focus II Заводов, с конвейера которых сходят иномарки, в России скоро будет пруд пруди: уже сейчас их можно насчитать с десяток, а через год-другой прибавятся новые. Однако фордовское предприятие под Питером особое. Прежде всего, оно стало первым, где нет русских денег, - все инвестиции сделал Ford. Кроме того, ни одного дня во Всеволожске не работали по технологии "отвертки": завод здесь настоящий, с полным циклом производства, включающим и сварку, и окраску, и, конечно, сборку. Наконец, на этом предприятии не стали собирать модель, которая в Европе (или где-то там еще) снята с производства. Напротив, новый Focus был поставлен тут на конвейер почти одновременно с Западной Европой. Естественно, подобное внимание к клиенту подкупает, а потому производитель был вправе рассчитывать и на взаимность. Но фордовцы пошли еще дальше. Они не только сильно адаптировали этот автомобиль к российским условиям (плохим дорогам, холодам, грязи, некачественному бензину, сделали "русскоговорящий" компьютер), но и предложили покупателям немыслимые до тех пор условия: мало того что новый Focus стал куда дешевле своего предшественника (стартовая цена упала до 11720 долларов, то есть на две с лишним тысячи), так еще и деньги эти можно взять в кредит по фирменной выгодной программе. Есть и еще один момент: в России эта модель была обречена стать бестселлером. Автомобиль большой (крупнее конкурентов-"одноклассников"), безопасный (пять "звезд" по тестам EuroNCAP), богато оснащен (на выбор 40 опций). И, что немаловажно, предлагается четыре разных кузова (седан, универсал, трех- и пятидверный хэтчбек), пять современных двигателей (от 80 до 145 л. с.), две трансмиссии (механика и автомат) и одиннадцать расцветок. | |
3. Импортная "штучка", за которой самая длинная очередь Mazda3 Легенды гласят, что еще недавно россиянам, желавшим купить Mazda3 в эксклюзивной комплектации (сугубо "под себя"), приходилось ждать машину ровно год. "Не помним, было ли такое на самом деле, но девять месяцев - срок вполне реальный", - говорят в представительстве японской фирмы. Добавим: и немалый - за это время фактически из ничего может появиться новый человек. Тем не менее в очереди (правда, сейчас уже не столь большие) упорно встают те, кто от них давно отвык (человек, готовый выложить от 16700 до 23550 долларов, как правило, желает получить все и сразу). Самое удивительное, что машина, в сущности, сделала себя сама. В том смысле, что она практически "поперла" без какой-либо рекламы или промоакций. Даже представительства у фирмы поначалу не было, а молва несла хвалу модели. Все дело, видимо, в удачной разработке. К примеру, управляемость машины (будь то седан или хэтчбек) спецы единодушно называют безупречной, как и тормоза. Оба мотора (1,6- или двухлитровый) хороши в любых условиях, причем второй может разгонять машину до 208 км/ч. О качестве и говорить не надо: сделано в Японии. Второй козырь "трешки" - ее внешний вид и интерьер. Поразительно, но "своим" ее дизайн признают и мужчины, и женщины. С одной стороны - динамичные обводы кузова, стремительные фары, агрессивный "клювик" радиатора и трехспицевый спортивный руль, с другой - удобнейшие кресла и большой багажник, эргономичная панель, понятные приборы с красно-сине-белой подсветкой. Добавьте к этому четыре или шесть подушек безопасности, АБС, гидроусилитель руля, штатную аудиосистему - и поймете, почему отнюдь не бедные наши сограждане готовы вставать в очередь. | |
4. Единственная новинка отечественного автопрома Lada Kalina Она рождалась много лет и в муках - творческих, конструкторских, финансовых. Наконец появилась год назад и... вновь исчезла: АвтоВАЗ никак не мог поставить долгожданную новинку на поток, хотя и был для нее выстроен новенький завод. И только этим летом в дилерских салонах появились первые серийные машины. Если говорить о внешности новинки, то дизайн, мягко говоря, спорный: нет изюминки, нет яркого образа. А вот практичности у машины куда больше, нежели у других моделей ВАЗа. При меньших внешних габаритах салон "Калины" даже чуть просторнее, чем у прочих "Лад". Впервые задние сиденья складываются вперед, и за счет этого багажник получается огромным - хоть шкафы вози. Электроусилитель руля позволяет быстро парковаться, 1,6-литровый двигатель в целом тяговит, большая площадь остекления гарантирует обзорность. Вполне приличной следует признать и эргономику панели: все кнопки и переключатели на своих местах, в щитке приборов - понятная символика и мягкая подсветка. Конечно же, российское авто не может оказаться совершенным. "Калине" не хватает качественной сборки, управляемости, шумоизоляции, да и цена - от 7500 долларов - пугает даже патриотов отечественной автоиндустрии. Но все же это шаг вперед, и, несомненно, у наиболее доступных иномарок появился русский конкурент. | |
5. Первая на российском рынке модель с гибридным двигателем Lexus RX400h Надо обладать смелостью, дерзостью и самоуверенностью, чтобы вывести на наш непресыщенный рынок такую необычную машину. Видимо, все это у компании Toyota есть, иначе Lexus на гибридной силовой установке мы бы не увидели. А он не просто появился, но и продается - за полгода жители России приобрели свыше ста таких автомобилей стоимостью 77300 долларов. Главная фишка новинки - сочетание обычного бензинового двигателя с двумя электромоторами, расположенными спереди и сзади. Если без технических подробностей, то суть в том, что автомобиль получил своего рода электроускоритель. То есть при разгоне или в тот момент, когда требуется самая большая мощность, вместе с двигателем внутреннего сгорания начинают действовать моторы электрические. Это новшество позволяет экономить топливо, ведь на малых скоростях - до 10 км/ч - машина движется лишь на одном электродвигателе: в пробках вещь незаменимая. Есть в конструкции машины и другие инновации. Например, новая система интегрированного управления динамикой автомобиля (VDIM). Она очень умная - VDIM координирует работу сразу нескольких систем активной безопасности: антиблокировочной, антипробуксовочной, курсовой устойчивости, электроусилителя руля. И при этом управляет всей гибридной установкой и системой полного привода. Столь существенный технический пакет Lexus RX400h предлагает в сочетании с повышенным комфортом - у российских дилеров модель продается только в максимальной комплектации, где есть люк с электроприводом, климат-контроль, датчик дождя, девять подушек безопасности, кожаный салон, камера заднего вида и сенсорный дисплей, мощная аудиосистема с одиннадцатью динамиками. | |
6. Самый универсальный автомобиль Subaru Forester Эту машину не отнесешь к хитам продаж отечественного рынка, однако мы уверены: в России ее звездный час еще не наступил. Это истинный универсал, в котором можно двигаться куда угодно и возить все, что вздумается. Комфорт на уровне седана бизнес-класса, проходимость (будь то бездорожье или городской сугроб) обеспечивает постоянный полный привод, ну а динамика такая, что могут позавидовать и многие спортивные модели - самый мощный Forester способен нынче набрать "сотню" лишь за шесть секунд, а на трассе разогнаться до 215 км/ч. Особо привлекательным он стал в версии 2006-го модельного года. Во-первых, конструкторы существенно переработали подвеску. В результате возросло сцепление с дорогой, лучше стала управляемость и пропали крены кузова. Во-вторых, новые горизонтально-оппозитные моторы добавили автомобилю мощи: двигатель 2,0X несет в себе 158 "лошадей", а 2,5XT - все 230. И наконец, дизайн и отделка. Снаружи обновленный Forester чуть изменил фары и решетку радиатора, внутри обрел водоотталкивающий материал (на версиях от 32740 долларов) или полностью кожаный салон (в топовом варианте за 44800 долларов). | |
7. Самая совершенная премьера года Mercedes-Benz S-Class Выйдя в свет только в середине осени, новый флагман штутгартской марки тут же занял первые места во всех автомобильных рейтингах. А все потому, что Mercedes снова сделал тот автомобиль, на который еще много лет будут равняться все производители. Причем если дизайн нового S-класса оказался достаточно консервативным, то его техническую составляющую многие справедливо называют фантастической. Действительно, один автомобиль немцы напичкали немыслимым объемом электроники, а некоторые функции просто уникальны. Задние и передние радары не только сообщают о препятствиях, но и выводят всю картинку на дисплей. Благодаря радарам машина может и сама двигаться в пробке - она держится за впереди идущим авто, снижая или прибавляя скорость, а то и вовсе останавливаясь. Радар воздействует и на тормоза: если на улице вдруг появляется препятствие, достаточно лишь слегка нажать педаль, и электроника дожмет ее как нужно, вплоть до остановки. Еще один шедевр инженерной мысли - мультиконтурные кресла. Их можно регулировать по шести направлениям, внутри - шесть вентиляторов и семь пневмокамер, предназначенных для... массажа. При быстрой езде кресла реагируют на повороты, мгновенно "надувая" боковой упор, а если электроника решит, что будет столкновение, кресло сразу же сдвигается в безопасную позицию. Даже поверхностный рассказ об этом чуде техники стоимостью от 82000 до 110000 евро может занять несколько страниц. Но можно сказать коротко: еще чуть-чуть, и человеку даже руль не надо будет трогать. |
Комментарий эксперта Свой список "автомобилей года, о которых хочется сказать" представляет директор интернет-проекта auto-dealer.ru Олег Дацкив BMW 3-й серии. Своих "классических" поклонников баварский бренд порадовал возвратом к прежнему дизайну - тому, что был до Криса Бенгла. С его подачи чем-то непонятным стала новая "пятерка", чуть было не испортилась 7-я серия. Но в BMW пpислушались к тому, что говорят об этих новшествах клиенты. Думаю, за рулем новой 3-й серии многие приверженцы этой марки не раз испытают прилив гордости и удовольствия от динамичного, управляемого и красивого автомобиля. Ford Focus II. Он был обречен на успех уже после первых набросков дизайнеров - все линии цельны, каждый штрих продуман. Его выход на рынок не мог не стать одним из главных событий, потому что столь современный автомобиль целиком делают в России. Наконец, умная работа "Форд Мотор Компани/Россия" в области ценообразования не оставила никаких шансов конкурентам. А высшей оценкой сбалансированности автомобиля можно считать многочисленные заказы от журналистов - кто, как не они, может протестировать все и выбрать лично для себя лучшее. Lexus RX400h. Это не концепт-кар и не автомобиль для Японии или Америки, где все (искренне или не очень) борются за экологию. Он уже вовсю ездит по дорогам России, переключаясь с "вредного" 95-го на экологически чистое электричество. Lexus решительно задает нам стандарты будущего в сегменте "премиум". Mercedes-Benz S-Class. Появление нового S-класса - всегда событие. Причем не только в автомобильной, но и в общественной, деловой, политической жизни. Потому что самые преуспевающие люди планеты жаждут знать, на чем им предстоит ездить в ближайшие несколько лет. Для них главное - всегда быть лидером, быть самым современным и лучшим. И новый S-класс сполна отвечает этим требованиям. Renault Logan. Садясь в этот автомобиль, понимаешь, каким может и должен быть продукт отечественного автопрома. Неважно, что на его капоте стоит шильдик французского бренда. Главное - автомобиль делают русские и в России. Причем весь процесс подготовки завода к работе, запуск проекта открыто демонстрировались представителям СМИ. Так что есть надежда, что и сам Logan уверенно поедет по ухабам отечественного рынка. Subaru Forester. Я хорошо знаю эту модель и считаю, что она должна быть в каждой российской семье (увы, понимаю, что это только мечта). Forester имеет все, что нужно в нашей стране: для бездорожья - постоянный полный привод, высокий клиренс и надежную подвеску; для пробок и парковок - высокую посадку водителя и приемлемые габариты; для уверенной езды - оппозитный двигатель с низким центром тяжести и симметричное расположение коробки передач и мотора. Suzuki Grand Vitara. Внедорожники Suzuki всегда имели четкий спектр преимуществ перед конкурентами: среди настоящих рамных внедорожников японского качества они выделялись самой привлекательной ценой, а также ценами на запчасти и нормо-час обслуживания. У новой Grand Vitara появился еще один важный козырь - замечательный дизайн кузова и интерьера. Кроме того, я хочу снять шляпу перед фирмой за то, что мировую премьеру этого автомобиля в августе 2005-го она устроила в Москве. |