ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ

ГОДОВОЙ БАЛАНС

(7 "самых-самых" автомобилей года - Журнал "Эксперт")

Андрей Безверхов


Автомобили

Этот список "самых-самых" автомобилей года - не рейтинг популярности моделей, не выбор "лучших" в том или ином классе, среди внедорожников, представительских или городских машин. Высчитывать количество технических новаций, тормозной путь и скорость, эргономику салона - дело специализированных изданий. Мы же представляем свой взгляд на рынок, оценку предложений, которые по тем или иным причинам оказались в уходящем году самыми интеpесными.

В уходящем году рынок автомобилей в России продолжал активно расти, прежде всего благодаpя растущему спросу на иномарки. По предварительным оценкам, в этом году у нас будет продано порядка 550-560 тыс. легковых машин зарубежных брендов, пpи том что итог пpошлого года - 350 тыс. Причины очевидны: стабилизация экономики, рост доходов населения, а также доступность потребительских кредитов. Именно благодаря кредитам многие смогли либо заменить свои подержанные машины на новые иномарки, либо, покупая свою первую машину, сделать выбор в пользу иностранного автомобиля. Как меняются потребительские предпочтения, показывает статистика. Например, в 2005 году стал ниже спрос на автомобили стоимостью 30-45 тыс. долларов и наоборот, возрос на иномарки по цене от 10 до 25 тыс. долларов, а также на внедорожники и представительские модели в ценовом диапазоне 46-60 тыс. долларов.

Mitsubishi Lancer

1. Самый востребованный импортируемый автомобиль

Mitsubishi Lancer

В 2005-м в России будет продано более 39 тыс. таких машин. Подобный результат - мечта для целых брендов, а тут "в улет" идет всего одна модель. Секрет прост: японцы вместе с их российским дистрибутором сумели сделать на редкость "сбалансированное предложение".

Во-первых, машина современная - нынешнее поколение Lancer появилось лишь два года назад, а в этом году фирма снова освежила его внешний вид и интерьер. Во-вторых, Lancer делают в Японии, что означает качество "на пять": четкая работа всех узлов и механизмов, минимальные зазоры, никаких скрипов и шумов. Не зря в рекламе заявляют: проверен русскими сугробами, бордюрами и топливом. В-третьих, замечательная управляемость и динамика. Видимо, свою роль сыграли "гены": Lancer Evolution - одна из лучших в мире гоночных машин, а "просто Lancer" унаследовал от него многие черты. К примеру, версия с двухлитровым двигателем развивает скорость более 200 км/ч, а до "сотни" разгоняется меньше десяти секунд. Кстати, "задиристость" машины видна даже по тому, как сделаны сиденья: в отличие от большинства других авто гольф-класса посадка здесь гораздо ниже, и это позволяет лучше чувствовать машину на высоких скоростях. В-четвертых, неплохая комплектация: уже в самом доступном варианте есть АБС, две надувных подушки безопасности, кондиционер и электропакет. И все это по ценам от 14490 до 19990 долларов, да еще без очереди (в салонах нынче большой выбор версий).


Ford Focus II

2. Главная новинка автосборочных производств страны

Ford Focus II

Заводов, с конвейера которых сходят иномарки, в России скоро будет пруд пруди: уже сейчас их можно насчитать с десяток, а через год-другой прибавятся новые. Однако фордовское предприятие под Питером особое. Прежде всего, оно стало первым, где нет русских денег, - все инвестиции сделал Ford. Кроме того, ни одного дня во Всеволожске не работали по технологии "отвертки": завод здесь настоящий, с полным циклом производства, включающим и сварку, и окраску, и, конечно, сборку. Наконец, на этом предприятии не стали собирать модель, которая в Европе (или где-то там еще) снята с производства. Напротив, новый Focus был поставлен тут на конвейер почти одновременно с Западной Европой.

Естественно, подобное внимание к клиенту подкупает, а потому производитель был вправе рассчитывать и на взаимность. Но фордовцы пошли еще дальше. Они не только сильно адаптировали этот автомобиль к российским условиям (плохим дорогам, холодам, грязи, некачественному бензину, сделали "русскоговорящий" компьютер), но и предложили покупателям немыслимые до тех пор условия: мало того что новый Focus стал куда дешевле своего предшественника (стартовая цена упала до 11720 долларов, то есть на две с лишним тысячи), так еще и деньги эти можно взять в кредит по фирменной выгодной программе.

Есть и еще один момент: в России эта модель была обречена стать бестселлером. Автомобиль большой (крупнее конкурентов-"одноклассников"), безопасный (пять "звезд" по тестам EuroNCAP), богато оснащен (на выбор 40 опций). И, что немаловажно, предлагается четыре разных кузова (седан, универсал, трех- и пятидверный хэтчбек), пять современных двигателей (от 80 до 145 л. с.), две трансмиссии (механика и автомат) и одиннадцать расцветок.


Mazda3

3. Импортная "штучка", за которой самая длинная очередь

Mazda3

Легенды гласят, что еще недавно россиянам, желавшим купить Mazda3 в эксклюзивной комплектации (сугубо "под себя"), приходилось ждать машину ровно год. "Не помним, было ли такое на самом деле, но девять месяцев - срок вполне реальный", - говорят в представительстве японской фирмы. Добавим: и немалый - за это время фактически из ничего может появиться новый человек. Тем не менее в очереди (правда, сейчас уже не столь большие) упорно встают те, кто от них давно отвык (человек, готовый выложить от 16700 до 23550 долларов, как правило, желает получить все и сразу).

Самое удивительное, что машина, в сущности, сделала себя сама. В том смысле, что она практически "поперла" без какой-либо рекламы или промоакций. Даже представительства у фирмы поначалу не было, а молва несла хвалу модели. Все дело, видимо, в удачной разработке. К примеру, управляемость машины (будь то седан или хэтчбек) спецы единодушно называют безупречной, как и тормоза. Оба мотора (1,6- или двухлитровый) хороши в любых условиях, причем второй может разгонять машину до 208 км/ч. О качестве и говорить не надо: сделано в Японии.

Второй козырь "трешки" - ее внешний вид и интерьер. Поразительно, но "своим" ее дизайн признают и мужчины, и женщины. С одной стороны - динамичные обводы кузова, стремительные фары, агрессивный "клювик" радиатора и трехспицевый спортивный руль, с другой - удобнейшие кресла и большой багажник, эргономичная панель, понятные приборы с красно-сине-белой подсветкой. Добавьте к этому четыре или шесть подушек безопасности, АБС, гидроусилитель руля, штатную аудиосистему - и поймете, почему отнюдь не бедные наши сограждане готовы вставать в очередь.


Lada Kalina

4. Единственная новинка отечественного автопрома

Lada Kalina

Она рождалась много лет и в муках - творческих, конструкторских, финансовых. Наконец появилась год назад и... вновь исчезла: АвтоВАЗ никак не мог поставить долгожданную новинку на поток, хотя и был для нее выстроен новенький завод. И только этим летом в дилерских салонах появились первые серийные машины.

Если говорить о внешности новинки, то дизайн, мягко говоря, спорный: нет изюминки, нет яркого образа. А вот практичности у машины куда больше, нежели у других моделей ВАЗа. При меньших внешних габаритах салон "Калины" даже чуть просторнее, чем у прочих "Лад". Впервые задние сиденья складываются вперед, и за счет этого багажник получается огромным - хоть шкафы вози. Электроусилитель руля позволяет быстро парковаться, 1,6-литровый двигатель в целом тяговит, большая площадь остекления гарантирует обзорность. Вполне приличной следует признать и эргономику панели: все кнопки и переключатели на своих местах, в щитке приборов - понятная символика и мягкая подсветка.

Конечно же, российское авто не может оказаться совершенным. "Калине" не хватает качественной сборки, управляемости, шумоизоляции, да и цена - от 7500 долларов - пугает даже патриотов отечественной автоиндустрии. Но все же это шаг вперед, и, несомненно, у наиболее доступных иномарок появился русский конкурент.


Lexus RX400h

5. Первая на российском рынке модель с гибридным двигателем

Lexus RX400h

Надо обладать смелостью, дерзостью и самоуверенностью, чтобы вывести на наш непресыщенный рынок такую необычную машину. Видимо, все это у компании Toyota есть, иначе Lexus на гибридной силовой установке мы бы не увидели. А он не просто появился, но и продается - за полгода жители России приобрели свыше ста таких автомобилей стоимостью 77300 долларов.

Главная фишка новинки - сочетание обычного бензинового двигателя с двумя электромоторами, расположенными спереди и сзади. Если без технических подробностей, то суть в том, что автомобиль получил своего рода электроускоритель. То есть при разгоне или в тот момент, когда требуется самая большая мощность, вместе с двигателем внутреннего сгорания начинают действовать моторы электрические. Это новшество позволяет экономить топливо, ведь на малых скоростях - до 10 км/ч - машина движется лишь на одном электродвигателе: в пробках вещь незаменимая.

Есть в конструкции машины и другие инновации. Например, новая система интегрированного управления динамикой автомобиля (VDIM). Она очень умная - VDIM координирует работу сразу нескольких систем активной безопасности: антиблокировочной, антипробуксовочной, курсовой устойчивости, электроусилителя руля. И при этом управляет всей гибридной установкой и системой полного привода.

Столь существенный технический пакет Lexus RX400h предлагает в сочетании с повышенным комфортом - у российских дилеров модель продается только в максимальной комплектации, где есть люк с электроприводом, климат-контроль, датчик дождя, девять подушек безопасности, кожаный салон, камера заднего вида и сенсорный дисплей, мощная аудиосистема с одиннадцатью динамиками.


Subaru Forester

6. Самый универсальный автомобиль

Subaru Forester

Эту машину не отнесешь к хитам продаж отечественного рынка, однако мы уверены: в России ее звездный час еще не наступил. Это истинный универсал, в котором можно двигаться куда угодно и возить все, что вздумается. Комфорт на уровне седана бизнес-класса, проходимость (будь то бездорожье или городской сугроб) обеспечивает постоянный полный привод, ну а динамика такая, что могут позавидовать и многие спортивные модели - самый мощный Forester способен нынче набрать "сотню" лишь за шесть секунд, а на трассе разогнаться до 215 км/ч.

Особо привлекательным он стал в версии 2006-го модельного года. Во-первых, конструкторы существенно переработали подвеску. В результате возросло сцепление с дорогой, лучше стала управляемость и пропали крены кузова. Во-вторых, новые горизонтально-оппозитные моторы добавили автомобилю мощи: двигатель 2,0X несет в себе 158 "лошадей", а 2,5XT - все 230. И наконец, дизайн и отделка. Снаружи обновленный Forester чуть изменил фары и решетку радиатора, внутри обрел водоотталкивающий материал (на версиях от 32740 долларов) или полностью кожаный салон (в топовом варианте за 44800 долларов).


Mercedes-Benz S-Class

7. Самая совершенная премьера года

Mercedes-Benz S-Class

Выйдя в свет только в середине осени, новый флагман штутгартской марки тут же занял первые места во всех автомобильных рейтингах. А все потому, что Mercedes снова сделал тот автомобиль, на который еще много лет будут равняться все производители. Причем если дизайн нового S-класса оказался достаточно консервативным, то его техническую составляющую многие справедливо называют фантастической.

Действительно, один автомобиль немцы напичкали немыслимым объемом электроники, а некоторые функции просто уникальны. Задние и передние радары не только сообщают о препятствиях, но и выводят всю картинку на дисплей. Благодаря радарам машина может и сама двигаться в пробке - она держится за впереди идущим авто, снижая или прибавляя скорость, а то и вовсе останавливаясь. Радар воздействует и на тормоза: если на улице вдруг появляется препятствие, достаточно лишь слегка нажать педаль, и электроника дожмет ее как нужно, вплоть до остановки. Еще один шедевр инженерной мысли - мультиконтурные кресла. Их можно регулировать по шести направлениям, внутри - шесть вентиляторов и семь пневмокамер, предназначенных для... массажа. При быстрой езде кресла реагируют на повороты, мгновенно "надувая" боковой упор, а если электроника решит, что будет столкновение, кресло сразу же сдвигается в безопасную позицию.

Даже поверхностный рассказ об этом чуде техники стоимостью от 82000 до 110000 евро может занять несколько страниц. Но можно сказать коротко: еще чуть-чуть, и человеку даже руль не надо будет трогать.

Комментарий эксперта

Свой список "автомобилей года, о которых хочется сказать" представляет директор интернет-проекта auto-dealer.ru Олег Дацкив

BMW 3-й серии. Своих "классических" поклонников баварский бренд порадовал возвратом к прежнему дизайну - тому, что был до Криса Бенгла. С его подачи чем-то непонятным стала новая "пятерка", чуть было не испортилась 7-я серия. Но в BMW пpислушались к тому, что говорят об этих новшествах клиенты. Думаю, за рулем новой 3-й серии многие приверженцы этой марки не раз испытают прилив гордости и удовольствия от динамичного, управляемого и красивого автомобиля.


Ford Focus II. Он был обречен на успех уже после первых набросков дизайнеров - все линии цельны, каждый штрих продуман. Его выход на рынок не мог не стать одним из главных событий, потому что столь современный автомобиль целиком делают в России. Наконец, умная работа "Форд Мотор Компани/Россия" в области ценообразования не оставила никаких шансов конкурентам. А высшей оценкой сбалансированности автомобиля можно считать многочисленные заказы от журналистов - кто, как не они, может протестировать все и выбрать лично для себя лучшее.


Lexus RX400h. Это не концепт-кар и не автомобиль для Японии или Америки, где все (искренне или не очень) борются за экологию. Он уже вовсю ездит по дорогам России, переключаясь с "вредного" 95-го на экологически чистое электричество. Lexus решительно задает нам стандарты будущего в сегменте "премиум".


Mercedes-Benz S-Class. Появление нового S-класса - всегда событие. Причем не только в автомобильной, но и в общественной, деловой, политической жизни. Потому что самые преуспевающие люди планеты жаждут знать, на чем им предстоит ездить в ближайшие несколько лет. Для них главное - всегда быть лидером, быть самым современным и лучшим. И новый S-класс сполна отвечает этим требованиям.


Renault Logan. Садясь в этот автомобиль, понимаешь, каким может и должен быть продукт отечественного автопрома. Неважно, что на его капоте стоит шильдик французского бренда. Главное - автомобиль делают русские и в России. Причем весь процесс подготовки завода к работе, запуск проекта открыто демонстрировались представителям СМИ. Так что есть надежда, что и сам Logan уверенно поедет по ухабам отечественного рынка.


Subaru Forester. Я хорошо знаю эту модель и считаю, что она должна быть в каждой российской семье (увы, понимаю, что это только мечта). Forester имеет все, что нужно в нашей стране: для бездорожья - постоянный полный привод, высокий клиренс и надежную подвеску; для пробок и парковок - высокую посадку водителя и приемлемые габариты; для уверенной езды - оппозитный двигатель с низким центром тяжести и симметричное расположение коробки передач и мотора.


Suzuki Grand Vitara. Внедорожники Suzuki всегда имели четкий спектр преимуществ перед конкурентами: среди настоящих рамных внедорожников японского качества они выделялись самой привлекательной ценой, а также ценами на запчасти и нормо-час обслуживания. У новой Grand Vitara появился еще один важный козырь - замечательный дизайн кузова и интерьера. Кроме того, я хочу снять шляпу перед фирмой за то, что мировую премьеру этого автомобиля в августе 2005-го она устроила в Москве.

Эксперт

©  Эксперт, 2005 Декабрь