ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ
............Оставляя свой автомобиль на охраняемой автостоянке, мы всегда вправе ожидать гарантий его сохранности, или, по крайней мере, полного и быстрого возмещения при повреждении либо хищении. К сожалению, в некоторых случаях подобные ожидания не оправдываются. Пострадавшие от недобросовестных "сторожей" подчас вынуждены сталкиваться с полным нежеланием нести ответственность за чужую собственность и возникает необходимость отстаивать свои интересы вплоть до судебного разбирательства. |
............Однако, прежде всего необходимо правильно оформить свои отношения с автостоянкой на первом этапе. Такие взаимоотношения регулируются положениями ГК РФ о договоре хранения, а поскольку в большинстве случаев автовладельцем является гражданин - потребитель, то, соответственно, и Законом РФ "О защите прав потребителей". Также Правительством РФ утверждены "Правила оказания услуг автостоянок" (Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 г. №795). |
............Лицом, оказывающим услуги по хранению автомобиля может быть любая организация независимо от ее организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель. По действующему законодательству о защите прав потребителей, исполнитель услуги обязан в открытой и доступной форме довести до потребителей полную информацию о себе, фирменное наименование и юридический адрес, а также правила пользования автостоянкой, стоимость услуг, образцы договоров, квитанций, сохранных расписок и т.д. |
............Договор с исполнителем должен заключаться в письменной форме, при этом письменная форма договора считается соблюденной, если автостоянка выдала вам при приемке автомобиля сохранную расписку, квитанцию или иной удостоверяющий приемку документ с указанием государственного регистрационного номера автомобиля. Например, чаще всего выдают квитанцию об оплате, и в ней должно значиться: оплата за хранение а/м гос. номер …….. Однако по действующим "Правилам оказания услуг автостоянок" подобное допускается при краткосрочной разовой постановке автомобиля (на срок не более суток). При более длительном хранении автостоянка обязана оформить с вами договор по всем правилам, куда включить все условия хранения, порядок оплаты, въезда и выезда с автостоянки, и приблизительную стоимость транспортного средства. |
............Соблюдение этих формальностей будет иметь важное значение в случае повреждения либо угона автомобиля с территории стоянки и поможет без излишних проволочек взыскать в виновника причиненный ущерб. |
............Если за время нахождения автомобиля на автостоянке произошло его повреждение, по вашему требованию должен быть составлен акт, в котором описываются видимые наружные повреждения и дефекты автомобиля. Акт составляется и подписывается совместно с уполномоченным работником автостоянки в двух экземплярах, одни из которых остается у вас. Естественно, что о произошедшем необходимо заявить в ближайшее отделение милиции. Для оценки нанесенного ущерба надо обратиться в одну из специализирующихся на данной деятельности организаций, имеющих соответствующую лицензию на оценочную деятельность. При этом на осмотр автомобиля экспертом следует вызвать (телеграммой либо заказным письмом с уведомлением о вручении) представителей автостоянки. В случае их неявки осмотр может быть произведен и в их отсутствие. |
............После того, как будет определена сумма причиненного вам ущерба, на имя руководства автостоянки необходимо написать заявление - претензию, в которой изложить требование о возмещении ущерба, расходов на экспертизу и т.д. в назначенный вами разумный срок и приложить копии подтверждающих документов. При этом согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" можно потребовать расторжения договора на оказание услуг, оказанных с существенными недостатками, и возврата оплаченной за услуги автостоянки суммы, либо уменьшения их стоимости. Претензию также необходимо передать под расписку о получении или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. |
............Однако далеко не всегда возмещение ущерба производиться добровольно. Интересен случай, произошедший с автолюбительницей, автомашина которой хранилась на одной из автостоянок, принадлежащих Всероссийскому обществу автомобилистов. Однажды, придя за машиной после выходных дней, в которые автомобиль безвыездно находился на территории стоянки, она обнаружила, что две двери ее нового ВАЗ 21093 сильно помяты. Сторожа стоянки разводили руками, объяснить происхождение вмятин так и не смогли. Автовладелица оказалась настойчивой, по ее требованию сторожами был составлен акт, где было указано на претензию владельца автомобиля по поводу этих вмятин, направила соответствующее заявление в милицию, однако и прибывшим сотрудникам ОВД сторожа ничего толком не объяснили. Руководство автостоянки решило не выплачивать ущерб потребителю и заняло хитрую позицию - дескать, владелица сама помяла где-то двери машины и сдала ее на стоянку в таком состоянии. Тут же появились докладные записки двух сторожей, дежуривших в день сдачи автомобиля, о том, что они видели вмятины на автомобиле, а также записи об этом в откуда-то появившимся журнале, который владелица в глаза не видела и тем более, не расписывалась в нем. Один из сторожей настолько "вошел в роль", что начал обвинять владелицу в желании "заработать денег" с автостоянки путем такого обмана. В то же время, зная, что территория автостоянки частично контролируется видеокамерами, в том числе и тот участок, где находится въезд, автовладелица попросила предъявить видеозаписи въезда ее автомашины перед выходными, которая должна была храниться автостоянкой определенное время. На видеозаписи можно было бы четко различить, в каком состоянии находился автомобиль в момент его сдачи. Что и говорить, видеозапись за этот период работники автостоянки почему-то найти не смогли, хотя за все остальное время видеозаписи имелись (это было установлено сотрудниками милиции). А сторожа, который обвинял владельца автомашина, решили вызвать в суд, однако когда ему сообщили об этом намерении, его желание обвинять владельца и что-либо доказывать вдруг резко пропало, дальше он заявил, что в суд не пойдет. |
............Владелица была вынуждена все-таки подать иск, и дело пока еще находится на рассмотрении. Однако уже ясно, что обвинить владельца стоянке вряд ли удастся. По "Правилам" при постановке а/м на хранение (въезде) потребитель предъявляет а/м работнику исполнителя для внешнего осмотра и при необходимости как раз в подобных случаях должен составляться акт о товарном виде автомобиля. Кстати, составление такого акта обязательно во всех случаях по требованию потребителя или исполнителя, и если есть желание обезопасить себя от подобных заявлений, есть смысл составлять акт каждый раз при въезде на стоянку. То, что в данном случае при въезде никто не потребовал составления акта, уже косвенно доказывает, что машина сдавалась в нормальном состоянии. Кроме того, ГК РФ ст. 901 возлагает обязанность доказывания причин утраты либо повреждения принятой на хранение вещи на профессионального хранителя, т.е. автостоянка должна предоставить прямые доказательства вины автовладельца. |
............Также представляют интерес случаи, когда в роли автостоянок выступают гаражно-строительные кооперативы (ГСК). Если ГСК по уставу оказывают услуги своим членам по хранению принадлежащих им а/м, имеет охраняемую территорию, содержит сторожей, зарплата которых складывается из членских взносов, то правоотношения с владельцами а/м также являются правоотношениями между потребителем и исполнителем. Следовательно, ГСК также отвечает за сохранность а/м, как и обычная платная автостоянка, поскольку по закону исполнителем может быть любая организация независимо от организационно-правовой формы. Известен случай, когда произошел угон "Жигулей" с территории ГСК. Когда владелец обратился в правление с претензией, председатель заявил, что ГСК - товарищество, в которое объединились автовладельцы для постройки гаражей и не оказывает услуг по хранению. А те деньги, которые платит член ГСК идут на корм собакам. В то же время по уставу цель кооператива - удовлетворять потребности граждан в местах хранения а/м, то есть оказывать соответствующие услуги. Суд автовладельцем был выигран. |
............Юридическая служба ОПАР |
==== © OPAR 2004 ==== |