ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ


Газета "Известия" 25 марта 2003 г.

Статья: "ЭФФЕКТ ЗАБЛОЦКОГО

Покупатель не простил обиды продавцам."

Николай КОНОНОВ

............Права потребителя в России нарушаются чаще, чем в других цивилизованных странах. Но вместе с тем постепенно набирает силу система защиты потребителей. На примере конкретной истории, произошедшей с жителем подмосковного Щелкова Александром Заблоцким, "Известия" прослеживают схему защиты прав обыкновенного человека от произвола системы, закон которой стар, как мир: "не обманешь - не продашь".

............В сентябре 2000 года капитан военно-космических сил России Александр Заблоцкий решился на ответственный поступок. Продал старенькие "жигули", добавил заработанных честным трудом денег и отправился покупать новую машину.

............О новом авто капитан Заблоцкий мечтал давно. Жена Ольга и сын Даниил всячески одобряли идею главы семьи. Выбраться за город или съездить на выходные к родителям в Калугу - что может быть лучше? Приобрести решили "жигули". "Шестерку".

............Внимание Александра привлекла торговая марка "Ростокино-Лада". Та самая, которая "все по-честному!". На прайс-листе фирмы рядом с этим слоганом почему-то был изображен осел. Александр особого внимания на осла не обратил - цена у "шестерки" подходящая, контора серьезная. Поехал покупать.

............После оформления всех бумаг Александр сам сел за руль и стал выезжать со стоянки. Услышал неприятный визг и притормозил, не выключая двигатель. Визг исчез. В сервисном центре определили, что визжит подшипник, и тут же его заменили. Но поставить в сервисную книжку отметку о замене отказались, мотивировав тем, что не имеют права делать подобные записи.

............На следующий день капитан Заблоцкий обнаружил, что к звуку мотора примешивается неприятный шум. В сервисном центре сказали, что коробка передач шумит у всех, но если все приедут ее менять, никаких мощностей Волжского завода на новые коробки не хватит.

............- Когда наездишь 2000 километров, приходи на плановый техосмотр - тебе все что хочешь поменяют! - пообещали Александру.

............Александр наездил 2000 километров и позвонил фирме-продавцу ООО "Рост-Лада", желая узнать, где ему будет удобнее пройти техосмотр. Там ему посоветовали обратиться в АО "ОРТ-Авто", находящееся в подмосковном Щелкове - городе, где живет семья Заблоцких.

............В "ОРТ-Авто" машиной занялся инженер Голиков. Шумящую коробку передач менять он не стал. Зато поразил капитана философским отношением к действительности, сказав: "Для тебя это шум, а для меня не шум." И так же, как его коллеги, посоветовал ездить до следующего планового осмотра - на этот раз до 9500 километров.

............Под новый 2001-й год капитан Облоцкий прибыл в "ОРТ-Авто", имея на спидометре заветную цифру 9500. И - о счастье! - ему поставили новую коробку передач. Но недолго музыка играла. Отъехав километр от автосервиса, автолюбитель услышал знакомый шум...

............Второй раз менять ему коробку, понятное дело, отказались. Позже отказал генератор. Потом из привода спидометра потекло масло.

............Капитану Заблоцкому надоело. Он стал действовать. Написал жалобу на имя директора АО "ОРТ-Авто". В июне мастер автосервиса в присутствии комиссии разобрал машину до винтика, выявил неисправности и зафиксировал их в пяти пунктах протокола. "ОРТ-Авто" заказало запчасти, поставило их и вернуло машину владельцу. Александр осмотрел ее и понял, что коробку передач не заменили.

............В тот же день капитан Заблоцкий сидел в Московском обществе защиты потребителей и под руководством адвоката писал заявление об устранении недостатков фирмой-продавцом. В нем он перечислял все пять пунктов неисправностей, просил устранить недостатки и предупреждал, что в случае отказа будет требовать расторжения договора купли-продажи и возвращения денег.

............ООО "Рост-Лада" приняло заявление, но проигнорировало его. В октябре на стол гендиректора фирмы легло письмо, в котором Заблоцкий просил считать договор расторгнутым, вернуть 100 процентов стоимости автомобиля, разницу между старой и новой ценами, а также возместить убытки за антикор и тонировку.

............На этот раз "Рост-Лада" ответила, что срок действия гарантии фирмы-продавца истекает в течение 14 суток со дня покупки и его требования удовлетворены не будут. Александр не стал отчаиваться и подал исковое заявление в Щелковский городской суд: прошу взыскать сумму за вышеупомянутые затраты плюс неустойку за просрочку удовлетворения требования по возврату стоимости автомобиля и компенсацию за моральный ущерб.

............В декабре 2001 года состоялось первое судебное слушание. Представитель "Рост-Лады" заявил, что претензии надо предъявлять не к продавцу, а к сервис-центру, и предложил провести экспертизу. После череды судейских казусов в сентябре 2002 года "шестерку" обследовал специалист из Московского общества защиты потребителей и вынес свой вердикт: все неисправности, указанные истцом, имеют место быть. Причем это заводской брак.

............27 января 2003 года суд рассмотрел результаты экспертизы и вынес решение. ООО "Рост-Авто" должно выплатить Заблоцкому А.В. 143582 рубля, составляющих компенсацию за все, о чем говорилось в исковом заявлении истца.

............Правда, "Рост-Авто" подало кассационную жалобу, но Алексей Бобров - юрист общества защиты потребителей, который защищал интересы Александра, - уверен, что ее отклонят.

............- Когда я просил поменять коробку скоростей, не думал, что вся эта бодяга затянется на столько времени, - вздыхает Заблоцкий. - Меня друзья твердолобым называли. Не понимали, куда ломлюсь...

............Капитан не подозревал, что дело может принять военно-космические масштабы. Но не жалеет - правда восстановлена, к теще в Калугу будет на чем ездить, а 7-летний Даниил Заблоцкий за 2 года тяжбы услышал от отца столько юридических тонкостей, что теперь просто обязан стать гениальным адвокатом.

............Антон Недзвецкий, вице-президент Общества потребителей автотехники России:

............Количество "автодел" по стране исчисляется сотнями. Решения в пользу фирм-ответчиков принимаются очень редко. Тем более что часто стороны решают проблему полюбовно сразу после экспертизы. Мало кому хочется предавать дело огласке. На Западе подобная практика весьма распространена. Другой вопрос, что, скажем, в европейских странах суммы компенсаций за моральный ущерб достигают миллиона долларов. Переживания русского человека и всех остальных людей почему-то оцениваются по-разному.

© Газета "Известия", 2003