ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ

"Коммерсант"

России не собрать свой "Мерседес"
DaimlerChrysler заморозил автосборочный проект

Вчера немецко-американский автомобильный концерн DaimlerChrysler (DC) официально заявил, что замораживает проект создания собственного автомобильного производства в России. Отметим, что прежний глава DC Юрген Шремп на майской встрече с Владимиром Путиным заверил президента России, что проект обязательно будет реализован. Но, похоже, старания правительства, отменившего этой весной пошлины на импорт автокомпонентов для промышленной сборки иномарок, DC не устроили.

Вчера глава отдела корпоративных коммуникаций ЗАО "ДаймлерКрайслер автомобили РУС" Елена Дивакова заявила Ъ: "Головной офис DC решил приостановить переговоры с российской стороной об организации собственного автомобильного производства в России, поскольку она не предоставила DC приемлемых условий для реализации этого проекта. Мы вернемся к переговорам лишь в том случае, если условия будут предоставлены". В чем заключаются эти условия, госпожа Дивакова не уточнила. Эту же информацию подтвердил Ъ официальный представитель DC в Германии Йохан Шефердс.

Постановление правительства N 166 "О внесении изменений в Таможенный тариф РФ в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки" предусматривает отмену или снижение пошлин до 3-5% на импорт 61 автокомпонента для промышленной сборки (под ней понимается производство, включающее сварку, окраску и сборку кузова). Этими льготами имеют право пользоваться инвесторы, берущие на себя обязательства в течение двух с половиной лет организовать в России промышленную сборку автомобилей мощностью не менее 25 тыс. машин в год, а в течение четырех с половиной лет сократить объем беспошлинно ввозимых компонентов на 30%.

Напомним, что осенью 2004 года стало известно о намерениях DC построить в России собственное автосборочное производство. По сведениям Ъ, речь шла об организации производства легковых автомобилей Mercedes-Benz. В мае 2005 года DC выбрал площадку для сборки своих автомобилей под Санкт-Петербургом, а глава концерна Юрген Шремп на встрече с президентом Владимиром Путиным весьма оптимистично оценил перспективы проекта. В сентябре новый глава DC Дитер Цетше пообещал, что окончательное решение DC вынесет осенью.

Вполне возможно, что DC счел экономически нецелесообразным организацию промышленного производства своих автомобилей в России и требует от российских властей дополнительных льгот (например, налоговых) для организации "отверточной" сборки. Это косвенно подтверждает и Елена Дивакова, которая говорит, что "официальные представители DC никогда не раскрывали возможный уровень локализации автосборочного проекта в России".

Напомним, что в мае глава "Ауди Россия" Оскар Ахмедов заявлял Ъ: "При нынешних объемах продаж премиальных брэндов (в их число входят и машины Mercedes-Benz.–Ъ) организация сборки в России с высокой степенью локализации экономически нецелесообразна". По итогам девяти месяцев 2005 года Audi продала в России 4433 своих автомобиля, а DC за аналогичный период – всего 3272 автомобиля.

Впрочем, нынешнее решение DC источник Ъ в Минэкономразвития не считает окончательным, а заявления концерна называет "спекуляциями". "Замораживание проекта – это еще не отказ от него. Но мы не пойдем ни на какие дополнительные льготы для DC, потому что у нас одинаковый подход ко всем инвесторам",– заявили вчера в министерстве. В Минпромэнерго выразили удивление по поводу решения DC. По словам одного из чиновников, всего три недели назад с представителями DC встречался глава департамента промышленности Андрей Дейнеко, который согласовывал детали инвестсоглашения с автомобильным концерном.

ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ, ЕКАТЕРИНА Ъ-САФАРОВА, НАТАЛЬЯ Ъ-ПОРТЯКОВА
© "Коммерсант" 03 ноября 2005 года