Газета "Комсомольская правда"
Группа разбора
Не тормози, покупая машину!
На вопросы автолюбителей отвечает руководитель юридической службы Союза потребителей России, адвокат Антон Евгеньевич НЕДЗВЕЦКИЙ
![]() | Сейчас такую претензию сочиню, что автосалону мало не покажется... Фото: ВЕЛЕНГУРИН Владимир |
Сдаем и меняем... |
- Это Сергей из Реутова. Я купил ВАЗ-2115, проехал 600 км, и начало гудеть то ли в коробке, то ли в двигателе. |
- Когда купили машину? |
- В январе. Автосалон предлагает поменять коробку, а я хочу возврата денег или замены машины. |
- Вы имеете полное право на это. Если в течение 15 дней после покупки обнаруживается заводская неисправность, недостаток - не важно, насколько он существенный, - покупатель вправе заменить или сдать товар (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» в новой редакции, вступившей в действие 12 декабря 2007 г.). В более поздние сроки автомобиль можно заменить или сдать уже при существенных недостатках. |
- Меня посылают в автосервис. Менять вообще отказываются. |
- Тогда настаивайте на возврате денег. Если магазин не выполнит ваше требование в течение 10 дней, то за каждый день просрочки вам должны будут выплачивать неустойку в размере 1% цены автомобиля. |
Вы также можете обратиться в суд. Тогда, кроме возврата цены машины и выплаты неустойки, продавец обязан будет еще и заплатить в бюджет штраф за отказ добровольно выполнить требование потребителя. Сообщите все это администрации салона - возможно, они станут сговорчивее. |
- Константин из Кемерова. Хочу узнать: если мне не понравился цвет машины, можно ее обменять в течение 15 дней после покупки или в период гарантии? |
- Закон вообще не дает права обменять машину, если не подошел цвет! Гарантия распространяется только на завод-ские недостатки, неисправности. Правило о возврате и обмене качественных товаров, не подошедших покупателю по цвету, габаритам или комплектации, на автомобили не распространяется. |
«Не могу получить свою «ласточку»... |
- Здравствуйте. Сергей Викторович на проводе. Я заключил договор поставки автомобиля «Тойота», сделал 30-процентную предоплату. Машину должны были привезти в течение 180 дней, до 17 ноября 2007 г. За день до этого - 16 ноября - я доплатил всю сумму стоимости - 508 тысяч рублей. Но получил я свою «Тойоту» только 14 декабря, с задержкой на 27 дней. Я могу с продавцов что-то потребовать? |
- Увы, на вас не распространяется новая редакция Закона «О защите прав потребителей»: она вступила в силу 12 декабря 2007 г., а вы заключили договор о приобретении автомобиля раньше. |
Но вы вправе требовать некоторых выплат исходя из законодательства, которое действовало в то время. |
Во-первых, неустойку за просрочку доставки автомобиля. Если ее размер не указан в вашем договоре, то применяются ст. 487 и 395 Гражданского кодекса РФ. Неустойка рассчитывается на основе ставки рефинансирования Центробанка РФ - в вашем случае на тот период она была 10% годовых. Так что за период просрочки - с 18 ноября по 14 декабря - можете начислить на уплаченную вами сумму неустойку исходя из 10% годовых. |
Во-вторых, если из-за нарушения срока доставки у вас возникли убытки - например, пришлось оплачивать автоперевозки, - то вы вправе получить компенсацию таких расходов. |
ВАЖНО |
Если вы внесли предоплату, а доставка авто задерживается, то за каждый день просрочки продавец обязан выплачивать неустойку в размере 0,5% от уплаченной вами суммы (ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей»). Общая сумма неустойки не может превышать размер внесенной покупателем предоплаты. |
+ Это правило применяется, если договор о приобретении автомобиля заключен после 12 декабря 2007 г. |
КСТАТИ |
Суд вам в помощь! |
- Пострадавшие покупатели авто выигрывают в судах весомые компенсации, - рассказывает Антон НЕДЗВЕЦКИЙ. |
В прошлом году покупательница «Опель Корса», который начал гнить от коррозии в первые же 6 месяцев, отсудила у дилера новое авто и неустойку с компенсацией морального вреда - порядка 100 тысяч рублей. Истица получила новый автомобиль с кузовом последней модели - без каких бы то ни было доплат. |
У хозяйки «Пежо»-307 беспричинно сработали подушки безопасности. Суд признал недостаток угрозой безопасности дорожного движения и постановил вернуть стоимость авто покупательнице. |
У владельца «Мерседеса» стала барахлить коробка передач, а потом вышел из строя двигатель. Автодилер тянул с выполнением претензии, доведя до суда, но там пошел на мировую и выплатил покупателю около 6,5 млн. рублей. |
«Дилер грешит на плохое топливо...» |
- Здравствуйте, это Александр. Моему автомобилю полгода, он на гарантии. Вышел из строя катализатор. Дилер грешит на качество топлива. Что делать? |
- Экспертиза была? |
- Взяли топливо на анализ. |
- Отбор при вас был? |
- Да, но до этого машина простояла у них в салоне ночь. |
- Тогда можете смело оспаривать результаты исследований топлива. Автомобиль фактически сутки находился в распоряжении дилера, и неизвестно, сохранился ли к моменту экспертизы тот состав топлива, который был у вас изначально. |
Также имейте в виду: результаты экспертизы топлива сами по себе не могут быть основанием для отказа вам. Пусть дилер докажет, что катализатор вышел из строя именно из-за некачественного бензина, а не из-за какого-нибудь скрытого заводского брака автомобиля. |
- А как это выяснить? |
- Нужна полноценная экспертиза качества вашей машины на предмет производственных недостатков, скрытых дефектов. |
- А если все же подтвердится, что виноват плохой бензин? |
- Тогда можно предъявить претензию АЗС, на которой заправлялись последний раз. Главное, чтобы у вас были доказательства приобретения бензина у них: чеки, квитанции, свидетельские показания. |
Вы вправе требовать возмещения расходов на замену катализатора, поскольку их некачественный товар - бензин - привел к повреждению вашего имущества - автомобиля. |
Пишите претензию АЗС прямо сейчас, пока неисправный катализатор на месте, чтобы они могли провести осмотр и убедиться в повреждении. |
- Добрый день. Я купила «Форд Фокус» с 2-летней гарантией. Год проездила, и сломался двигатель. Обратилась к дилеру - мне отказали. Сослались, что независимая экспертиза показала: «использование некачественного топлива». |
- Как проводилась экспертиза? Делался ли забор топлива из бензобака непосредственно в день приемки в вашем присутствии? |
- Да. |
- И потом производилось исследование топлива, которое показало несоответствие требованиям по качеству? |
- Да. |
- В руководстве по эксплуатации вашего автомобиля указаны требования по качеству заправляемого топлива? |
- В гарантийной книжке указаны только случаи, не подпадающие под гарантию. В том числе использование некачественного топлива. |
- По всей видимости, при продаже вам не предоставили полной достоверной информации о товаре, в частности, о правилах и условиях его эффективной и безопасной эксплуатации. |
Если сейчас продавец ссылается на использование некачественного топлива, то он был обязан изначально предоставить вам информацию, каким конкретно должно быть качество бензина и как это качество проконтролировать: что вы должны делать, чтобы не нарушить требования к качеству топлива при заправках на АЗС. |
Если таких данных нет, то продавец несет ответственность за недостатки товара, которые возникли вследствие отсутствия у потребителя полной достоверной информации (ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»). |
- Что мне делать? |
- Повнимательнее изучите руководство по эксплуатации авто. Если необходимых данных там действительно нет, смело предъявляйте претензию автосалону, ссылаясь на ст. 12 закона. Если не отреагируют, можно обращаться в суд. |
ВАЖНО! |
Продавец обязан доказать, что именно некачественное топливо привело к поломке машины. Для этого требуется не только исследование бензина, но и экспертиза качества автомобиля. Возможно, в машине есть скрытые производственные недостатки, а бензин низкого качества просто спровоцировал их проявление. В таком случае автосалон обязан выполнить требование покупателя: бесплатно отремонтировать авто либо - при существенном недостатке - заменить машину или вернуть ее стоимость. |
Берегись заложенного автомобиля! |
- Это Юрий Викторович. Я хотел купить автомобиль: годовалый, идеальное сочетание цены и качества. Но, говорят, люди покупают авто в кредит, умудряются его продавать, а потом приходит судебный пристав от банка и забирает машину у честного покупателя. |
- К сожалению, Верховный суд на сегодня у нас поддерживает такую позицию. Автомобиль находится в залоге у банка, и его можно изъять даже у добросовестного покупателя. |
- А почему банк сразу не забирает ПТС у получателя кредита? |
- Закон не требует этого от банков. Хотя сами банкиры нередко включают в договор обязанность заемщика сдать ПТС в течение определенного времени после покупки авто. Но так бывает не всегда. Не исключено также, что сотрудники банка могут быть в сговоре с продавцом машины. Они делят деньги от продажи, а потом банк предъявляет свои права на заложенный автомобиль. |
- Как же уберечься покупателю? |
- Во-первых, судиться, создавать прецеденты. Правоохранительные органы не хотят этим заниматься, но надо их заставлять. |
Во-вторых, покупателя должно насторожить, если автомобиль перепродается вскоре после его приобретения прежним хозяином. |
Нужно обратиться в автосалон официального дилера, выяснить, не оформлено ли авто в кредит под залог у банка. Если вам отказываются давать такую информацию, есть повод задуматься. |
«После ремонта усилился аппетит на бензин!» |
- У меня «Хендай», застучал двигатель. В сервисе сказали, что в такой ситуации необходима расточка двигателя, и произвели ее. В результате машина стала больше бензина потреблять. |
- Значит, изменились технические характеристики. Подтвердить это может экспертиза. По ее результатам, ссылаясь на ухудшение потребительских свойств товара и его качественных характеристик вследствие гарантийного ремонта, вы можете обратиться на завод с требованием все же произвести замену двигателя. |
«Меняли фары - повредили электронику» |
- Александр, машина - «Форд Мондео». Я решил поставить ксеноновые фары в обыкновенном автосервисе - так дешевле, чем у дилера. Сделали плохо - я выехал лишь с одной включенной фарой. В моем техцентре дали заключение: в связи с некорректной установкой ксенона сгорел предохранитель. Поменяли его за плату. Потом оказалось, что этот ксенон влияет еще и на компьютер автомобиля. В итоге в техцентре сняли ксенон и поставили обыкновенные лампочки. В ходе всего этого я сильно попал на деньги. Можно сервису претензию предъявить? |
- Конечно! Пишите претензию, основываясь на статье 29 Закона «О защите прав потребителей». Автосервис выполнил работу по установке ксеноновых фар с недостатками, которые к тому же привели к возникновению у вас дополнительных убытков: расходов на диагностику, замену предохранителя, установку лампочек и т. д. Вы вправе потребовать возмещения ваших убытков, возврата стоимости фар и платы за их установку. |
- Могу я через суд это сделать? |
- Да. Тем более что у вас есть весомое доказательство: письменное заключение дилерского техцентра о некорректной установке ксенона. |
Сначала отправьте в автосервис претензию заказным письмом с уведомлением о вручении либо передайте лично под отметку о приеме на вашем экземпляре. Установите срок на выполнение ваших требований: по закону - 10 дней. Если они не согласятся удовлетворить претензию либо вообще не ответят - обращайтесь в суд. |
ЭТО ПРИГОДИТСЯ! |
Полезные сайты: |
Здесь вы можете найти образцы претензий, исков, необходимые документы (законы, постановления и т. д.), а также задать свои вопросы: |
сайт Союза потребителей России: http://www.potrebitel.net/ |
сайт Московского общества защиты потребителей (МОЗП): http://www.mozp.org/ |
сайт Общества потребителей автотехники России (ОПАР): http://www.opar.ru/ |
© "Комсомольская правда" 21 февраля 2008 года |