ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ

"МКмобиль": Автор: Дмитрий ЗЛЕНКО.

РЕМОНТ СО СТРЕЛЬБОЙ

Сдав машину в мастерскую, владелец так и не получил ее обратно

Всякий раз, обращаясь за помощью в автосервис, мы надеемся, что нашу "ласточку" мастера вернут к полноценной жизни. Однако бывают случаи, когда приезд к слесарям может обернуться настоящей трагедией...

Максим, завсегдатай автосервиса, что на Нахимовском проспекте, дом 2, в очередной раз пригнал свою старенькую Audi мастерам: нужно было заменить масло и тормозной шланг. В течение нескольких минут составили приемо-сдаточный акт и заказ-наряд, в котором начальник смены отобразил перечень необходимых работ. Автослесари приступили к ремонту, а Максим преспокойно отправился коротать время за чашкой кофе. Едва успев сделать пару глотков, он почувствовал едкий запах гари. Рабочие сервиса хаотично бегали по помещениям в поисках огнетушителей... Когда владелец Audi из любопытства вышел из кафе и попал в рабочую зону, то, мягко говоря, был шокирован - его иномарка стояла на подъемнике, а из-под капота вырывались языки пламени и густой черный дым. Первое, что сделал Максим, - кинулся к так называемому пожарному шкафу, в котором кроме пустого граненого стакана обнаружить ничего не удалось... В автосервисе не нашлось ровным счетом никаких средств пожаротушения: ни действующих огнетушителей, ни песка, ни пожарного рукава.

Полыхающую Audi работники мастерской сняли с подъемника, выкатили из помещения на улицу и стали дожидаться приезда пожарных. Огнеборцы долго себя ждать не заставили - прибыли через пяток минут после начала инцидента и принялись за дело. Но в итоге моторный отсек и торпедо выгорели дотла.

Воспламенение машины произошло из-за того, что автослесари перед тем как поднять машину, повернули ключ в замке зажигания и в таком положении и оставили. Отметим, что это - грубейшее нарушение правил проведения ремонтных работ, поскольку, перед тем как загнать автомобиль на подъемник, с него необходимо снять аккумулятор.

Вооруженная разборка

Цена вопроса о компенсации причиненного ущерба - 3 000 "зеленых", но полюбовно директор автосервиса Андрей Мороз расходиться с погорельцем не хотел. Говорил, что типа все претензии не к нему и автомастерской, а к слесарям, занимавшимся ремонтом Audi. Вообще-то по закону именно автосервис несет полную ответственность за действия своих сотрудников, исполнявших служебные обязанности. Недолго думая, Максим составил калькуляцию, подготовил исковое заявление и обратился в Хамовнический суд города Москвы.

Прознав про это, директор злополучной автомастерской стал методично звонить Максиму домой и слезно умолять о встрече. На "свидание" с Морозом Максим приехал с другом. У железных ворот их встретил г-н Мороз с... ружьем в руках. Вид вооруженного человека приятелей насторожил, но тем не менее они рискнули войти… И зря, поскольку события стали разворачиваться как в дешевом боевике: Мороз начал кричать, угрожать и… стрелять. После первого же выстрела ребята решили не испытывать судьбу и по-быстрому сделали ноги. Директор "догонял" Максима и его семью несколько месяцев угрозами. И только когда понял, что парень не робкого десятка и не сломается, от него отстали.

Судебные тяжбы

Автомобиль сгорел в мае 2001 года, а первое судебное заседание состоялось лишь год спустя. Хозяин сгоревшего авто наивно полагал, что после первого же суда в одночасье все закончится и он наконец-таки получит свои законные 3 000 баксов. Ан нет. Несмотря на то что дело было заведомо выигрышным и не таило в себе никаких подводных юридических камней, судья Бегичев так и не смог разобраться в нем с первого раза. Впрочем, не разобрался и со второго, и с третьего, и с четвертого… Свидетели со стороны автосервиса без конца меняли свои показания.

Странное дело: у Максима на руках имеются все документы, стопроцентно подтверждающие вину мастерской, но судья с завидным упорством не хочет их замечать. Служителю Фемиды почему-то больше верится Андрею Морозу и его свидетелям, утверждающим, что Максим чуть ли не влетел к ним в автосервис на полыхающей машине и теперь требует деньги.

Вообще отметим, что сервис работал с многочисленными нарушениями законодательства. К примеру, клиент обязан был: оставлять автомастерской на время проведения ремонтных работ свидетельство о регистрации; объяснять мастерам принцип работы автомобиля и охранной системы; клиенту запрещалось присутствовать при ремонте своего авто… Автосервис, в свою очередь, оставлял за собой право отступать от временных нормативов и самостоятельно определять сроки выполнения работ. Все эти вышеперечисленные позиции - грубейшее нарушение закона РФ "О защите прав потребителей".

Чем закончится эта история, сказать трудно, поскольку правосудие - дело тягомотное и непредсказуемое. Ну а чтобы не вляпаться в подобную ситуацию, советуем более тщательно выбирать автомастерскую. А выбрав, проверить наличие огнетушителей.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

- После случившегося наш директор со всех слесарей (даже с тех, кто к пожару совсем не причастен) в течение двух зарплат удерживал по 70%. Этой суммы хватило бы на покупку не одного такого автомобиля, но поскольку владелец сгоревшей Audi компенсации так и не получил, то о судьбе денег можно только догадываться.

- Что касается машины Максима, то весной этого года я видел ее останки, валяющиеся в мусорном контейнере. В последнее время автосервис, в котором я когда-то работал, разбирал на запчасти иномарки. По всей видимости, сгоревшую Audi постигла та же участь, - рассказал нам бывший слесарь погоревшего автосервиса.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ

Антон НЕДЗВЕЦКИЙ, юрист, вице-президент "Общества потребителей автотехники России": -

- Ссылки автосервиса на то, что ущерб причинен по вине автослесарей и поэтому требования о возмещении ущерба необходимо адресовать к ним, конечно же, неправомерны. В соответствии с действующим законодательством (ст.1068 ГК РФ) юридическое лицо отвечает за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей. Автосервис обязан обеспечить контроль за действиями своих сотрудников и безопасным проведением работ. Не говоря уже о том, что в автосервисе отсутствовали даже первичные средства пожаротушения! Это в значительной степени усугубило размер причиненного ущерба. Налицо вина автосервиса. В такой ситуации потребителю немедленно должна быть выплачена компенсация, причем по закону РФ "О защите прав потребителей" в размере двукратной стоимости утраченного (поврежденного автомобиля).

Такие случаи утраты автомобиля в автосервисе хотя и редко, но случаются. Поэтому всегда необходимо следить за правильным оформлением отношений с мастерской, требовать подробного составления заказ-наряда, приемо-сдаточного акта. Это станет гарантией быстрого и правильного решения вопроса при возникновении конфликтной ситуации.

© "Московский Комсомолец" 05 августа 2003 года