ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ


Газета "МКмобиль" от 02.03.2004 Статья: «KИДАЛОВО» ЧЕРЕЗ «ПОПАДАЛОВО» ЗАЩИЩАЙТЕСЬ, СУДАРЬ! Отстоять свои права автомобилисты могут через суд Дмитрий ЗЛЕНКО

............Быть облапошенным недобросовестными фирмами рискует каждый автомобилист (или тот кто собирается им стать). Подвох можно ждать со всех сторон: и от производителей, и от автосервисов, и от страховых компаний… О том, как рядовому владельцу "коня" не стать жертвой, а уж если стал таковой, как отстоять свои права, беседовал наш корреспондент Дмитрий ЗЛЕНКО с вице-президентом Общества потребителей автотехники России Антоном НЕДЗВЕЦКИМ.

............- Многие потребители не обращаются в суд, поскольку не доверяют нашей судебной системе, считают, что большая часть служителей Фемиды ангажированы. Лично вы часто ли становитесь свидетелем, когда судья на пустом месте ставит препоны?

............- Делать подобный вывод в отношении перспектив судебной защиты своих прав ни в коем случае нельзя. При всех ее недостатках, судебная система все-таки работает и помогает потребителю защитить свои законные права. То же касается и судей, хотя надо признать, факты ангажированности судей имели место в нашей обширной практике. Приходилось сталкиваться, когда еще в начале процесса было понятно, что судья более чем благожелательно настроен к ответчику. Но все же, это скорей плохие исключения, и в подавляющем большинстве случаев удавалось добиться вынесения законного решения суда.

............В итоге, когда у нас были собраны все необходимые доказательства, проведены независимые экспертизы, служители Фемиды выносили отказные решения. Причем отказ был, что называется, за уши притянут. (Дмитрий, я бы исключил этот пример, наверное, не стоит слишком пугать людей, а то выглядит будто в суд идти бесполезно).

............- А позволяет ли действующее законодательство сменить судью, в случае если возникли подозрения в нечистоплотности представителя второй власти?

............- Подозрения к делу не пришьешь, поэтому если нет доказательств факта получения судьей мзды, то сменить судью не возможно. Кстати, забавный факт, по закону заявление об отводе рассматривает судья, который ведет дело. Не вышестоящий суд, не специальная комиссия. Иногда складывается абсурдная ситуация, когда должностное лицо рассматривает дело в отношении самого себя.

............- Неужели нет никаких других лазеек?

............- Если дело находится в процессе, то сменить судью согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ можно только при наличии веских причин, например, таких как наличие родственных связей между судьей и участником процесса или если есть доказательства его заинтересованности в исходе дела. Но это уже процессуальные тонкости.

............- Поговорим об Обществе потребителей автотехники России. Когда и для чего оно было создано?

............- Еще в конце 80-х годов в очередях за новыми автомобилями, которые выстраивались в советские автомагазины, зародилось "Общество потребителей-автолюбителей". В 1991 году было сформировано общероссийское объединение, которым и стало ОПАР. Это одна из старейших потребительских организаций в стране, причем из немногих, действующих на национальном уровне. Наша общественная организация имеет отделения и представителей более чем в половине субъектов России.

............Необходимость создания нашей организации в советский период была продиктована острым дефицитом автомобилей в стране и цель, которая перед нами стояла - улучшить условия покупки и дать гражданам саму возможность приобретения автомобиля. Когда дефицит исчез, приоритетной целью для нас стала защита прав потребителей автомобилей. Наше общество занимается не только оказанием юридической помощи, но и проведением независимых экспертиз качества и безопасности товаров и услуг в автомобильной сфере. У нас в штате есть высококвалифицированные эксперты кандидаты и доктора технических наук, которые могут дать заключение о причинах возникновения тех или иных дефектов, при производстве или ремонте машины. Эти заключения принимаются в судах и часто становится основополагающим в судебных процессах.

............- За время существования ОПАР сколько дел вы довели до суда и сколько из них было выиграно?

............- Счет рассмотренных исков идет на тысячи и, подавляющее большинство, были нами выиграны, то есть вердикт суда был в пользу потребителей. Еще в начале 90-х мы провели ряд прецедентных дел, решения по которым складывали судебную практику по многим другим подобным случаям. До появления закона "О защите прав потребителей" нам удавалось добиваться того, что магазины и автопроизводители заменяли машину ненадлежащего качества. Благодаря подобным выигранным нами делам и с участием Общества создавался закон "О защите прав потребителей".

............- Вы говорите, что большинство исков вам удается выигрывать, но вместе с тем, как показывает практика, добиться исполнения решения суда получается далеко не всегда.

............- Действительно, у нас существует серьезные проблемы в исполнительном производстве. Проблема в том, что нередко фирмы, которые продают автомобили или их ремонтируют, оказываются однодневками. Как только к ним предъявляется крупная претензия, все деньги и имущество переводятся на баланс другой однодневки и потребителю, чьи права были нарушены, получить причитающееся не возможно. Поэтому для потребителей, обращающихся с иском к фирме, необходимо всегда просить служителей Фемиды наложить арест на ее имущество. Однако, на это судьи идут не всегда охотно.

............- Виной всему дыры в законодательстве?

............- Если рассматривать законодательство, то этот вопрос, действительно, плохо отрегулирован. Кроме того, сейчас практически невозможно привлечь к ответственности руководителя организации, который слинял от ответственности, путем перевода имущества и денег на баланс другой фирмы.

............- Много ли у нас в Москве обманутых и пострадавших автолюбителей?

............- В день к нам обращается не менее десятка человек. Возникают конфликты с автосервисами, стоянками, страховыми компаниями, производителями, продавцами. Много конфликтов и с государственными структурами, в частности ГИБДД.

............- Может ли рядовой автолюбитель, не прибегая к помощи профессионального юриста, отстоять в суде свои права?

............- Опыт показывает, что в наших судах без юриста может прийтись трудно. Можно столкнуться не только с проблемой незнания законодательства и правильных действий, но и психической неподготовленностью к общению с судопроизводством. Был случай, когда истец забыл дома паспорт из-за это судья стал в прямом смысле орать на бедолагу, дескать, вы сюда не в бирюльки пришли играть, я вас сейчас выгоню! Иногда люди не выдерживают этих моральных перегрузок и опускают руки. Дешевле и проще нанять профессионала, который знает все подводные камни. Хотя, если человек уверен в своих силах и достаточно подкован в юридическом плане, то в малых исках можно обойтись без юриста. Но это имеет смысл, когда иск не крупный и риск потери не большой. А если речь идет о крупных суммах или, тем паче о замене автомобиля, то лучше довериться профессионалам и не рисковать понапрасну, поскольку компании-ответчики денег на квалифицированных юристов не жалеют.

............- В какой суд пострадавший потребитель должен подавать иск?

............- Преимущества закона "О защите прав потребителей" заключаются в том, что иск можно подавать по своему выбору: либо по своему месту жительства, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения ущерба. Право выбора у потребителей. И еще в чем плюс - при подаче иска о защите своих прав, потребитель освобождается от уплаты пошлины. То есть суд может оказаться практически беззатратным, если не привлекался юрист, и не проводится экспертиза за счет потребителя.

............- Как долго длятся судебные тяжбы?

............- Обычно срок рассмотрения дела в районном суде занимает не меньше полугода. В принципе, нормальным ходом событий считается от восьми месяцев до года.

............- А какой рекорд?

............- Помнится, с Fiat долго судились - около трех лет. Это был один из прецедентных исков, когда слушалось дело против иностранного производителя, у которого в РФ нет своего представительства. Длительность в первую очередь была связана именно с удаленностью ответчика от России. Много времени уходило на пересылку и прочие судебные формальности. Суть в том, что в этой истории было несколько пострадавших, которые купили автомобили марки Fiat, оказавшиеся с недостатками. У одного из автомобилей оказался негерметичный салон, так что постоянно попадала вода, другая машины из-за заводского дефекта чуть не попала в ДТП. Еще на одном срезало стабилизатор. В этом случае после длительного судебного разбирательства суд взыскал с иностранного производителя в пользу владельца около 45 000 долларов.

............- Какое самое памятное выигранное дело?

............- Это, пожалуй, недавнее дело, выигранное у автосалона "Ростокино-Лада". Небывалый случай, когда удалось добиться такой рекордной суммы компенсации - 2 000 000 рублей за Шеви-Ниву. Но загвоздка в том, что человек этих денег до сих пор так и не получил, поскольку фирма-продавец оказалась однодневкой. Но мы руки не опускаем и уверен, что потребитель получит свои законные деньги от изготовителя.

............- И часто ли не удается сразу получить компенсацию?

............- В большинстве случаев проблем с получением компенсации не возникает - люди получают свои законные деньги.

............- Какой совет вы можете дать тем, кто собирается приобретать авто?

............- Чтобы не стать жертвой недобросовестных продавцов, советую не идти на поводу у рекламы, которая сейчас в большинстве своем недостоверная. Многие компании рекламируют себя в качестве официальных дилеров, хотя сами автомобили не продают, а оформляют продажу через подставные фирмы. При покупке надо внимательно читать договор купли-продажи, выяснить с какой фирмой вы его заключаете, кто является дилером и на чей расчетный счет вы платите деньги. Масса случаев, когда человек приходит в разрекламированный дилерский автосалон, а в документах об оплате значится фирма-однодневка. После оплаты составляется договор купли-продажи от имени как раз-таки этой однодневки и в дальнейшем потребитель оказывается практически не защищенным. Нередко потребителям навязываются абсолютно незаконные условия гарантии, ненужные дополнительные услуги. Так что если вы хотите приобрести автомобиль правильно и застраховать себя от трудностей с гарантией и финансовых потерь, желательно, как при покупке квартиры, проконсультироваться с юристом.

............- Но ведь консультация денег стоит и, наверное, немалых?

............- Не так уж и много. В среднем по Москве цены за устную консультацию колеблются от 300 до 500 рублей. Согласитесь, что 300 рэ не так уж много, когда речь идет о покупке автомобиля.

............- А как дорого стоит юрист, который берется за ведение дела?

............- Называть конкретную сумму я не могу, поскольку цена вопроса зависит от сложности дела, от длительности его рассмотрения дела, от количества походов в суд... Но уверяю, что цены не заоблачные и по карману любому владельцу авто, чьи права были нарушены.

............- Говорят, что юристы иногда специально затягивают дела, чтобы вытянуть из клиента побольше денег. Это правда?

............- Тут все зависит от заключенного договора. Если юрист получает деньги за количество судебных заседаний, то здесь можно говорить о некой заинтересованности. Если же юрист получает деньги по жесткому тарифу или имеет процент от взысканной суммы, то затягивать дело ему совсем не выгодно. По практике могу сказать, что юристам гораздо выгоднее быстрее закончить одно дело и взяться за другое. По долгу профессии я с юристами часто общаюсь и могу сказать, что такой ерундой никто не занимается.

............- Насколько целесообразно подавать иск в суд, если товар или услуга оказались ненадлежащего качества?

............- Если речь идет о ремонте авто на сотню долларов, то, пожалуй, проще и дешевле смириться с браком, а если мы говорим о загубленной машине, то закрывать на это глаза не стоит. В таких случаях подача иска в суд - это единственный выход получить компенсацию и отстоять свои права. Потребитель имеет все шансы добиться вынесения решения в свою пользу и получить компенсацию. Вдобавок ко всему защищая в суде свои нарушенные права мы будем тем самым формировать судебную практику и способствовать улучшению законодательной базы. Если мы хотим иметь цивилизованный автомобильный рынок, то нужно действовать только таким образом.

............- С какими проблемами наиболее часто обращаются к вам в ОПАР потребители?

............- Конечно, большинство претензий связано с качеством российских автомобилей, хотя немало нареканий и на иномарки. В последнее время много жалоб на автосервисы: лицензирование данного вида деятельности отменили, а поэтому контроля стало меньше. Были случаи, когда в процессе ремонта клиенту автомобиль серьезно портили и не хотели возмещать причиненный ущерб. Увеличивается число конфликтов со страховыми компаниями, в том числе из-за введения ОСАГО.

............- Были случаи в вашей практике, когда за то, что автомобиль не обеспечил безопасность водителя и пассажиров, предъявлялся иск производителю?

............- Есть и такие. Известны случаи, когда в момент аварии не срабатывали системы безопасности автомобиля. Из-за производственных дефектов происходили ДТП и эти дела мы тоже выигрывали.

............- Если потребитель в магазине автозапчастей приобрел, скажем, моторное масло или тормозную жидкость из-за чего сломался двигатель или произошла авария, то кому следует предъявлять претензии: производителю или магазину?

............- По закону потребитель в праве в качестве ответчика привлечь как производителя, так и продавца. Если производителя установить не возможно или товар оказался подделкой, в таких случаях подавать в суд надо на продавца.

............- А чтобы предъявить иск продавцу нужно ли для этого иметь чек?

............- Отсутствие товарного или кассового чека не является основанием для отказа - это записано в законе "О защите прав потребителей". Но, естественно, возникнут проблемы с доказательством, что товар был приобретен у данного продавца. Я бы рекомендовал сохранять чеки до тех пор, пока не убедитесь в надлежащем качестве товара.

............- Известен ли зарубежный опыт: на сколько часто за бугром обманывают потребителей и возникают ли там проблемы с возмещение ущерба?

............- У них практика не столь печальна как у нас. Тамошние производители в условиях жесткой конкуренции дорожат своим именем и престижем, поэтому обманов и наплевательского отношения к клиенту там практически нет. А если же возникают претензии, то они устраняются в кротчайшие сроки.

............- В основной массе кто ваши клиенты?

............- Это обычные люди, попавшие в неприятность.

............- А потребительские экстремисты, желающие пополнить свой карман за счет производителей и продавцов, к вам обращаются?

............- Для России понятие потребительского экстремизма не актуально. Учитывая нашу судебную практику, занимаясь потребительским экстремизмом, не разбогатеешь. Понятие "потребительский экстремизм" у нас используют недобросовестные производители и продавцы, которые не хотят за качество своей продукции нести ответственность. Не надо давать повода, нарушая права потребителя, и экстремизма не будет.

............-Скоро Госдума рассмотрит поправки в закон "О защите прав потребителей". По мнению авторов, некоторые изменения должны оградить производителей от экстремистов. А чего можно ждать, от этих поправок законопослушным гражданам, чьи права были ущемлены?

............- Некоторые поправки ударят в первую очередь по добросовестным гражданам. Если их принять в том виде, в котором они есть, то защитить свои права будет намного сложнее, а в некоторых случаях даже невозможно, поскольку в отношении технически сложных товаров, каким является и автомобиль, права потребителей авторы намерены ограничить. Такие изменения сыграют на руку только промышленным компаниям. Хотя в целом, в поправках много положительного, к примеру, предъявлять претензии по качеству иностранного товара можно не только производителю или продавцу, но и импортеру.

............ДОСЬЕ

............НЕДЗВЕЦКИЙ Антон Евгеньевич, юрист

............Родился 17 октября 1978 года. Образование высшее юридическое: в 2000 году окончил Московский автомобилестроительный институт. В должности вице-президента Общества потребителей автотехники России с 2001 года.


©ЗАО "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"