ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ

"Московский комсомолец" Рубрика: АВТОСАЛУН Автор: Виктор ТРАВИН.

КОД В МЕШКЕ
Отказывая в регистрации машин, гаишники попирают указ президента

Выложив за свежекупленный автомобиль кругленькую сумму и назначив на вечер сабантуй по поводу ценного приобретения, спрячьте подальше счастливую улыбку и перекреститесь: возможно, ваша покупка никогда не выедет на большую дорогу, ибо ее криминальное происхождение и перебитые номера не позволят гаишникам поставить "темную лошадку" на учет. И ваше движимое имущество навсегда станет памятником недвижимости.
Впрочем, и после регистрации принимайте поздравления только от тех, кто не способен сглазить, ведь и регистрация автомобиля не будет окончательным подтверждением его девственной чистоты: даже если вы прошли гаишное чистилище "сто лет назад", такая же участь в любой день может постичь и вас...

А президент требовал "слушать сюда..."

Заживо похоронить свой автомобиль, в котором при постановке на учет или прохождении техосмотра обнаружились "перебитые" номера, сегодня готовы сотни тысяч автовладельцев, по несчастью, купивших краденое четырехколесное имущество. Ведь им в недрах ГАИ старательно внушается убийственная мысль: регистрировать авто, которые имеют поддельную или измененную маркировку узлов и агрегатов, своим указом категорически запретил... российский президент. А уже зарегистрированные, мол, дал указание с учета немедленно снимать!
И невдомек оболваненным, что гарант Конституции в своем указе №711, утвердившем "Положение о ГИБДД", говорил совсем не о том!
Да, действительно, наделив ГИБДД правом не допускать к участию в дорожном движении (отказывая в постановке на учет) автомобили с "перебитой" маркировкой, то есть скорее всего похищенные, российский президент лишил возможности нового владельца пользоваться чужим имуществом, чтобы законному собственнику украденных колес вернуть их в первозданном виде.
Однако - и это чрезвычайно важно! - он не назвал такую процедуру прямой милицейской обязанностью, а лишь предоставил сотрудникам ГИБДД право пользоваться этой нормой, причем избирательно, с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, и взвешенно решать, можно ли отправить в путь добросовестного покупателя на "недобросовестном" автомобиле.
И если уж кто и перепутал обязанность с правом, так это милицейский приказ №59. Именно он поставил себя выше указа и категорично лишил сотрудников МОТОТРЭР возможности индивидуально рассматривать каждое дело по регистрации "левого" автомобиля, а обязал их отказывать в регистрации... всем и всегда. И даже якобы во исполнение указа расширительно его трактовал: не регистрировать транспорт уже при обнаружении признаков подделки документов, их утрате, хищении или розыске.
А и впрямь: че мелочиться-то?

Кому указ не указ

Статья 167 Гражданского кодекса России гласит, что сделка купли-продажи действительна, ежели машина куплена честно. А статья 35 Конституции России так и вовсе гарантирует каждому гражданину право не только владеть и распоряжаться принадлежащим ему имуществом (и, в частности, автомобилем), но и пользоваться им, получив допуск к дорожному движению.
Однако зарегистрировать "подпаленный" автомобиль можно (несмотря на милицейский приказ) только в российской глубинке, где теща хозяина автомобиля - секретарь суда, а собутыльник в сауне - помощник районного прокурора. В столице и Подмосковье легализовать машину с измененными номерами и VIN-кодом, равно как и с поддельными документами, невозможно: управления ГАИ столицы и области ревностно отслеживают все решения районных судов, которые (случается!) вдруг обязывают органы МОТОТРЭР поставить криминальную машину на учет. А потому всегда обжалуют такие решения или требуют от прокуратуры принести на них протест.
Увлекшись воплощением благородной президентской идеи, гаишные генералы, впрочем, переусердствовали, вследствие чего подавляющая часть автомобилей, вляпавшихся в историю, но имеющих право быть допущенными к дорожному движению, по их милости остается на обочинах дорог.
В частности, по мнению правоведов, если экспертиза не сумела установить первоначальный VIN-код, что, в свою очередь, не позволило выявить и пострадавшего от воров собственника автомобиля, нет никакого смысла "консервировать" машину в ожидании его пришествия. Ведь иными способами, как подтверждает опыт, он вряд ли уже будет обнаружен. Между тем именно "благодаря" приказу МВД многострадальная машина уж точно не окажется на дороге ни в руках первого, ни в руках последнего (тоже законопослушного, заплатившего немалые деньги) владельца. Таким образом, вместо одного пострадавшего благодаря милицейской беспомощности в деле розыска и излишнему рвению в деле запрещения их становится два.
Не находят правоведы объяснения и массовым отказам в регистрации автомобилей притом что их собственники установлены, но на железное имущество не претендуют, ибо уже получили за похищенные автомобили возмещение от страховщиков, а последние, к которым право на машины перешло по регрессу, разорились и умерли. Ведь и впрямь едва ли возможно понять, почему при отсутствии еще одного претендента на автомобиль добросовестного приобретателя превращают в невинно пострадавшего и лишают его права сидеть за рулем уже никому не нужной машины?
Милицейская аранжировка президентского указа уже привела к тому, за что вряд ли, подписывая сей документ, ратовал российский президент: последний владелец "грязного" автомобиля, смекнув, что заплатил за него несколько тысяч долларов и, по сути, выбросил их в помойку, отныне смело разбирает машину до гайки и немаркированные узлы и детали... продает. Ибо иного выхода у него нет. И придать такому автомобилю первоначальный вид, то есть найти его по частям и собрать воедино, уже не сумеет ни один конструктор.
"Благодаря" приказу МВД, таким образом, президентская идея сегодня регулярно в гаражно-домашних условиях демонтируется одним поворотом разъяренной отвертки, а пострадавший собственник уже гарантированно лишается шанса когда-нибудь воссоединиться со своим имуществом...

Привет из Обувалова!

Если сегодня тщательно исследовать всю картотеку зарегистрированных в Москве автомобилей, может обнаружиться, по некоторым оценкам, до 23 процентов документов на них, имеющих признаки подделки!
Пока в полном объеме обузу по изучению картотеки взвалило на себя только УВД Восточного округа: следователи по особо важным делам перетряхивают документы на иномарки, поставленные на учет еще аж в 1997 (!) году, проверяют их подлинность и в случае обнаружения липы обязывают МРЭО аннулировать регистрацию. И гаишники нехотя объявляют в розыск тот паспорт транспортного средства, который сами и выдавали!
А посему не стоит обольщаться: даже самая тщательная экспертиза регистрационных документов перед покупкой не позволяет добросовестным покупателям автомобилей быть уверенным в том, что завтра их имущество не будет выдворено с дороги. Ибо могло случиться так, что где-то в ГАИ далекого города Обувалово пару лет назад бесследно исчез настоящий бланк паспорта транспортного средства, но обнаружилась пропажа только вчера. А тем временем поставленный на учет по украденному документу девственно чистый (с юридической точки зрения) автомобиль будет продан вам вместе с нечистым ПТС. И только через пару лет, когда паспорт будет объявлен в розыск, у законопослушного владельца машины случится беда.
Впрочем, даже приобретая совершенно новый (особенно заморский) автомобиль, важно помнить, что он тоже прошел через десятки неизвестных рук, к тому же не всегда безупречно чистых. "Коробейники" могли снабдить автомобиль любыми документами, а жадный до денег таможенник или инспектор МОТОТРЭР мог с закрытыми глазами любые документы выдать или принять.
Иными словами, если сегодня чей-то автомобиль еще не задержан, документы не изъяты, а регистрация не аннулирована, то это еще не симптом невинности автомобиля. Возможно, это лишь признак того, что очередь до всех не дошла.
Стало быть, попав в переделку с криминальным автомобилем, вовсе не следует (как советуют сочувствующие из ГИБДД) ставить машину в гараж и пожизненно хранить в ней картошку, равно как и разбирать по частям. И, поскольку гаишникам указ президента - не указ, дабы, лишившись автомобиля, не лишиться денег, вооружитесь сводом нехитрых правил.
Итак.
Если автомобиль еще не приобретен, при его покупке требуйте у продавца указания в справке-счете его реальной (а не заниженной, в целях ухода от налогов!) стоимости. В этом случае при постановке машины на учет и обнаружении ее криминального прошлого у вас появится возможность расторгнуть договор купли-продажи и обязать продавца вернуть вам ровно столько, сколько в действительности вы заплатили ему за автомобиль.
А если же давно купленный вами автомобиль вдруг оказался "паленым" (как правило, это выясняется при прохождении техосмотра или при проверке документов на посту глазастым инспектором ДПС), а продавец - недосягаемым, при наличии в руках соответствующего заключения экспертизы подавайте в суд жалобу на халатность должностных лиц МОТОТРЭР, которые недоглядели и зарегистрировали машину с признаками криминального вмешательства.
Сам факт признания халатности еще не принесет вам облегчения, но в следующем судебном процессе - по исковому заявлению о возмещении причиненного вам вследствие халатности ущерба - может послужить основанием для взыскания в вашу пользу стоимости многострадального автомобиля.
Жаль только, что за разгильдяйство (или умысел?) сотрудников придорожной милиции, как за государевых служащих, будет расплачиваться не их семейный бюджет, а государственное казначейство.
То самое, которое пополняет свои запасы исключительно за счет наших с вами денежных средств, именуемых налогами...
© "Московский Комсомолец" от 10.12.2004 Автор: Виктор ТРАВИН.