Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь устаревшей версией браузера Internet Explorer. Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайтах могут работать не все функции. В связи с этим на Ваш суд представляются более современные браузеры. Все они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании. При переходе на любой нижеуказанный браузер все ваши закладки и пароли будут перенесены из текущего браузера, вы ничего не потеряете.

Перейти к загрузке Mozilla Firefox

Перейти к загрузке Google Chrome

Перейти к загрузке Opera

Перейти к загрузке Internet Explorer

Вы можете открыть сайт игнорируя сообщение.

Консультации

(499) 347-10-59

Юридические консультации проводит:

 сопредседатель Союза потребителей РФ по юридическим вопросам, зам. председателя Московского общества защиты потребителей НЕДЗВЕЦКИЙ АНТОН ЕВГЕНЬЕВИЧ

Автотехнические консультации проводят опытные автоэксперты со стажем работы от десяти лет в ведущих технических институтах (НАМИ, МАДИ)

 

Вопросы

На российских трассах изменят систему оплаты за проезд
  Опубликовано: 08-06-2016

Дорожники наконец начали войну с пробками на платных трассах, которых там по определению быть не должно. Среди предложенных мер — постоплатная система расчетов, которая сегодня действует в Израиле, США и Сингапуре, а также перераспределение потоков машин перед самыми пунктами оплаты.

Идеи хорошие, говорят эксперты «РГ», но работать у нас в стране эффективно не будут. Разберемся, почему. И что надо делать?
Едешь сейчас — плати потом
Заплатив за проезд немаленькие деньги, водители все-таки ожидали беспрепятственного «полета» по новеньким трассам, но жестоко ошиблись. Простаивать в пробках перед шлагбаумами на пунктах оплаты в час пик автомобилистам приходится часами. Стоят даже те, у кого установлены транспондеры. Ситуация особенно тяжелая после летних и зимних каникул, когда россияне возвращаются с дач.
Самая большая проблема была на трассе М-4 «Дон», которая считается самой популярной. В прошлом году произошло резкое увеличение трафика — суточная интенсивность движения в периоды пиковых нагрузок возросла до 4 тысяч автомобилей в час в одном направлении.
И дорожники готовы перенять опыт других стран, где водители платят уже после проезда по трассе. В этом случае не нужны пункты оплаты, номер машины «фотографирует» камера и счет приходит по почте или списывается с карты. Еще один вариант — проезд через пункты оплаты без шлагбаумов, как это происходит сейчас в некоторых штатах Америки и Сингапуре. Деньги списываются через те же транспондеры, но движение уже ничто не ограничивает.
Если применить эти системы в России, пробок точно станет меньше. Более того, технически Россия полностью готова к таким нововведениям, однако процесс тормозят пробелы в действующем законодательстве, отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Но все может испортить «человеческий фактор».
В России до сих пор не предусмотрены штрафы за «безбилетный» проезд. Если их не предусмотреть, то слишком много будет желающих проехать зайцем по платным дорогам. А система постоплаты дает такую лазейку ("замазать" номер и прочее). Минтранс еще в 2014 году подготовил законопроект, который предусматривает наказание для автомобилистов-зайцев за проезд по дорогам с системой «свободного потока». Ведомство предлагало установить для них штраф в сумме от 3 до 5 тысяч рублей. Однако поправки в КоАП до сих пор не утверждены.
Чтобы не тянуло налево
Второй способ борьбы с пробками — перераспределение потоков машин перед самыми пунктами оплаты. Ряд для автоматической оплаты проезда (по транспондерам) решили перенесли из крайне левого в крайне правый. Зачем? Оказалось, что основная часть российских автомобилистов едет обычно в левом ряду. Это и те, кто купил карты и транспондеры для бесконтактной оплаты, и те, кто намерен заплатить за проезд наличными.
И это тоже одна из причин пробок! Автомобилисты организуют заторы, начиная перестраиваться из одного ряда в другой перед самыми пунктами оплаты. Чтобы снять эту проблему, решено было перенести шлюзы оплаты по транспондерам в правый ряд. Пока это сделали только на трассе «Дон».
Насколько это будет эффективно, покажет дачный сезон. Но уже сейчас эксперты предсказывают, что нововведение приведет к еще большим пробкам. Привыкнув к левому ряду, автомобилисты с транспондерами так и будут держаться левой стороны. И перед самым шлагбаумом они начнут перестраиваться: причем пробиваться им придется в крайний правый, преодолев по дороге 5-6 полос. Однако в «Автодоре» не разделяют опасений специалистов, утверждая, что всем владельцам транспондеров, которые ездят по трассе М-4 «Дон», разослали СМС о переносе полос и установили на дорогах предупредительные плакаты.
На других коммерческих дорогах все осталось без изменений. Например, на обходе Одинцова этого делать вообще не планируют, так как там задействованы реверсивные полосы, которые можно использовать в зависимости от времени суток, пояснили «РГ» в компании, которая управляет этой дорогой. На трассе М-11 «Москва — Санкт-Петербург» от Москвы до Солнечногорска тоже не планируют ничего менять. Там есть полосы для проезда по транспондерам как с правой, так и с левой стороны. С правой — для грузовиков, с левой — для легковых автомобилей, отметил «РГ» представитель концессионера. В середине расположены полосы для оплаты наличными.
По мнению ряда экспертов, если уж и менять систему, то везде. Иначе выборочная модернизация может привести к еще большей путанице среди автомобилистов.
Транспондерам «нет»
Самое главное, чтобы водители были готовы платить за проезд дистанционно, отметил Михаил Блинкин. Пока же многие российские автомобилисты высказываются категорически против покупки средств для автоматической оплаты проезда, так как они нечасто ездят по одной и той же платной дороге.
Одна из причин — одним транспондером сегодня нельзя оплачивать проезд по всем платным трассам. Например, на трассе М-11, которая проходит в обход Одинцово, действуют свои аппараты. Дорожники говорят, что очень сложно совместить сразу несколько систем расчета проезда. И сейчас ИТ-специалисты над этим работают, отметил ранее в разговоре с «РГ» глава «Автодора» Сергей Кельбах.
Как только эту проблему удастся решить, постепенно в России на всех федеральных трассах можно будет использовать один тип транспондеров. Новые аппараты при этом покупать не придется, отметили эксперты.
На руках у российских автолюбителей сейчас более 115 тысяч транспондеров, рассказали «РГ» в «Автодоре». И это только те, что работают на М-4 «Дон». Это примерно 30 процентов от общего потока.
Как у них?
В сша перед началом платного участка дорога обычно расширяется до десятка, а то и более полос, перегороженных контрольным пунктом. На каждой полосе свой пункт оплаты, коих насчитывается три разновидности в зависимости от типа платной дороги.
Пара крайних левых полос отведена под обладателей специальных электронных пропусков, закрепленных под лобовым стеклом. Универсальной системы в США нет, вдоль северо-восточного побережья распространен E-ZPass, во Флориде — SunPass, в Калифорнии — FasTrak. Работают они по схожему принципу. Считывающие устройства обрабатывают пропуска прямо на ходу, поэтому водители несутся через контрольный пункт, не снижая скорости.
В других пунктах могут принимать наличные, кредитки или мелочь либо только одно из трех. На этих полосах установлены шлагбаумы, которые автоматически открываются после оплаты. Иногда деньги или карту необходимо вставить в автомат или спецприемник для мелочи, иногда с платой поможет сидящий на пункте оператор. Такого рода полосы, конечно, самые медленные, поэтому при высокой загрузке дороги перед ними может скопиться длинная очередь, в которой придется отстоять от 30 до 60 минут.
В третьем случае шлагбаум тоже стоит, но платить не надо. Водитель берет талончик, а оплачивать его будет только при съезде с магистрали. Правило здесь простое: чем больше проедешь, тем больше заплатишь.
В Израиле работает междугородная платная трансизраильская скоростная автострада, известная как шестое шоссе. На ней отсутствуют светофоры, въездные и выездные ворота. Нет и пунктов взимания платы. Протяженность «шестерки» с севера на юг составляет более 140 километров. Оптическая система распознает и фотографирует номерные знаки автомобилей, въезжающих на шоссе и выезжающих с него. Оплата проезда рассчитывается по формуле исходя из пройденного пути по тем или иным сегментам. Учитывается и грузоподъемность проезжающего транспорта. Цена проезда по сегментам может повышаться в связи с их загруженностью. Иначе говоря, проезд по участкам, на которых образовались «пробки», выше, чем по более свободным сегментам. Над въездами на любые участки платной дороги висят электронные табло, указывающие стоимость проезда, которая в течение дня может меняться. Однако автобусы или машины с четырьмя и более пассажирами проезжают бесплатно.
Обычно счета приходят водителю по почте на домашний адрес в течение трех месяцев после поездки. Предусмотрена и оплата прямо на полосе, на перехватывающей парковке. Можно оплатить поездку заранее, уведомив оператора «шестерки» за 12 часов до поездки или сразу же после поездки в течение тех же 12 часов. Водители, постоянно пользующиеся платной автострадой, могут установить в машине систему «Паскаль», представляющую собой идентификационный маячок, связывающийся с системой оплаты при проезде. Этот способ дает клиенту при оплате 40-процентную скидку. Используется и система «видеоклиента». При таком варианте автовладелец заранее предоставляет данные своего банковского счета или кредитной карточки, и платежи сразу списываются. Этот способ дает клиенту 20-процентную скидку при оплате.
вернуться к списку