ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ

"Ведомости". Авторы: Мария Рожкова, Анастасия Бокова

ПРАВО НА РУЛЬ
Чиновники объявили ошибкой попытку запретить подержанные японские машины

Владельцы машин с правым рулём могут вздохнуть с обегчением. Чиновники было вписали запрет на эксплуатацию таких авто в проект плана развития автопрома на 2005-2008 г.г., но вчера признались, что сделали это по ошибке.

Весной Минпромэнерго внесло в Белый дом план развития автопрома на 2005-2008 г.г. В нём содержалось два революционных предложения - ввести пошлины на ввоз иномарок старше пяти лет и запретить эксплуатацию машин с правым рулём. "Все российские заводы лоббировали включение этих пунктов, только "Северсталь-Авто" предлагало наложить запрет на использование праворульных машин через пять лет, а ГАЗ и "АвтоВАЗ" - сделать это немедленно", - рассказывает сотрудник одного из автозаводов. Идея ограничить ввоз в страну подержанных иномарок и иномарок с правым рулём была поддержана и иностранными компаниями, имеющими сборочные производства в России. Но она вызвала бурю протеста со стороны владельцев машин и торговцев. Особенно эмоционально реагировали жители Дальнего Востока, где торговля праворульными машинами - один из основных видов бизнеса. Местные жители устраивали акции протеста, перегораживали своими праворульными машинами улицы, призывая чиновников не принимать непопулярные меры. 19 мая, в день рассмотрения плана на заседании правительства, владельцы праворульных машин устроили акцию протеста у Белого дома. В итоге чиновники сдались. Правительство отправило документ на переработку, в июне из него исчез пункт о введении заградительных пошлин. А вчера в распоряжении "Ведомостей" оказался доработанный вариант плана - в нём ни слова не говорится о запрете на эксплуатацию машин с правым рулём.

"Чиновники не ожидали такого вала критики со стороны граждан и продавцов", - считает источник на одном из автозаводов. Но представитель Минпромэнерго утверждает, что пункт о запрете на правый руль попал в проект плана по ошибке и был вычеркнут из документа сознательно. "В предыдущие годы идея запретить ввоз в страну праворульных машин уже озвучивалась и по инерции была отражена в документе, но правительство сразу же негативно отнеслось к этой идее, ведь праворульные машины - частная собственность, а потому мы не имеем права накладывать ограничения на пользование ею", - говорит представитель Минпромэнерго. По его словам, на решение правительства повлияло и то, что наши автозаводы не смогли извлечь выгоду из прежних протекционистских мер. "В 2002 г. были введены запретительные пошлины на ввоз иномарок старше семи лет, но это не имело системного эффекта, люди не стали покупать больше машин отечественного производства", - сказал чиновник Минпромэнерго.

По данным компании CarONE, импортирующей автомобили, в том числе праворульные, в 2004 г. в Россию было ввезено около 200000 машин с правым рулём (всего в стране было продано около 1,5 млн автомобилей). "Угроза запрета на эксплуатацию таких машин не отразилась на объёмах их продаж, ведь большинство людей, и мы тоже, изначально скептически относились к перспективе принятия этого непопулярного решения", -говорит представитель CarONE Денис Афраков. Он добавляет, что 99% населения Дальнего Востока, а это около 5 млн человек, пользуются японскими машинами, и "просто нереально всех их волей чиновников из Москвы пересадить на леворульные машины". "Мы были уверены, что никакого запрета не будет, - соглашается сотрудник одной из компаний, торгующих подержанными иномарками с правым рулём. - Все заказанные праворульные машины были выкуплены, они востребованы рынком". По словам Афракова, праворульные автомобили премиум-класса на 30% дешевле аналогичных леворульных авто, а для дешёвых автомобилей разброс составляет 20-25%. Во всех европейских странах, а также в Японии можно пользоваться автомобилями и с правым, и с левым рулём. Запрет на правый руль действует в США и Белоруссии.

На "АвтоВАЗе" и в "Северсталь-Авто" не стали комментировать решение чиновников, а с представителями иностранных производителей связаться вчера не удалось. "Очевидно, что главным инструментом госполитики в автопроме теперь становится техническое регулирование", - передал через представителя гендиректор "Северсталь-Авто" Вадим Швецов.

© "Ведомости" 26 июля 2005 года