ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ
............В 1989 году впервые судебный исполнитель прямо в магазине арестовал и передал в собственность потребителя новый "Москвич" взамен автомобиля с дефектом. С тех пор судебная практика пополнилась и более суровыми приговорами. Один столичный житель получил через суд не только новый "Москвич", но и дополнительно неустойку в размере стоимости новой машины. Другой пострадавший, покупатель "Ситроена", отсудил автомобиль плюс неустойку - 480 млн. руб. старыми. |
............Сегодня мы можем не слезно просить, а настойчиво требовать, чтобы машину отремонтировали в срок, заменили неисправные узлы, а при наличии оснований заменили и сам автомобиль. Впрочем, требовать - не значит стучать кулаком по столу. Речь о другом - умении грамотно заявлять о своих правах. Для этого прежде всего нужно усвоить ряд положений закона "О защите прав потребителей" и соблюсти необходимые формальности. |
ХОЧУ - РЕМОНТИРУЮ, ХОЧУ - МЕНЯЮ |
............Требовать замены автомобиля можно, когда обнаружен так называемый существенный недостаток. Если гарантия еще действует, вы вправе поменять машину сразу или согласиться на ремонт - закон оставляет выбор за вами. Об этом знают многие. Однако, может быть, самое примечательное состоит в том, что заменить товар, согласно закону, вы вправе не только в рамках действия гарантии! Такое право сохраняется во время всего срока его службы. И если этот срок производитель в инструкции по эксплуатации не оговаривает, то его считают равным 10 годам. Правда, в послегарантийный период право на замену наступает только в случае, когда в течение 20 дней с момента подачи претензии существенный недостаток не устранен. И за этим надо строго следить. Сервисные службы довольно часто не укладываются в срок, и тогда вступает в силу положение закона "О защите прав потребителей" - право на замену товара. |
НУ ОЧЕНЬ СУЩЕСТВЕННЫЙ НЕДОСТАТОК |
............ Мы упомянули термин "существенный недостаток". Что за ним стоит? Существенный недостаток определяют по одному из четырех признаков. Во-первых, невозможность использовать товар в соответствии с его прямым назначением. Во-вторых, невозможность устранить этот недостаток. В-третьих, недостаток проявляется вновь после устранения. В-четвертых, для его устранения требуются большие затраты (к сожалению, закон порядок их не определяет). |
............Не обязательно искать у своего автомобиля все признаки сразу. Достаточно одного, допустим, коррозии кузова, весьма, кстати, распространенного. Но могут быть и другие. В практике Общества потребителей автотехники (ОПАР) был случай, когда обратившийся за помощью жаловался на то, что в двигателе его "Жигулей" явно слышался четко различимый стук. Природа его, несмотря на многочисленные экспертизы, так и осталась нераспознанной. Завод вынужден был автомобиль заменить. Владелец сумел доказать суду, что нормально эксплуатировать машину со стуком неясного происхождения невозможно. Даже чисто психологически - не выдержат нервы. |
............"Существенный или нет?" - это всегда предмет жаркого спора между владельцем и изготовителем (продавцом). Решает, кто прав, экспертиза. По закону оплачивать услуги эксперта должен продавец или завод - смотря к кому вы предъявите претензию, но только помните: во время действия гарантии вы можете сами выбирать, с кем "бодаться" - с заводом или продавцом, а после истечения срока гарантии отвечает за существенный недостаток только изготовитель. |
............Экспертиза вообще самый сложный и запутанный у нас вопрос во взаимоотношениях владельца с производителем или продавцом. Поэтому надо хорошо запомнить вытекающее из Гражданского процессуального кодекса требование: суд принимает во внимание только заключение независимых экспертов, а не заинтересованной стороны. |
............Бывает, что ответчик приглашает "карманного" оценщика, который сознательно "не замечает" откровенных дефектов. Вас это не должно смущать. Если вы обратились в суд, судья по вашему требованию должен назначить дополнительную экспертизу. Приходится сожалеть, что государственный центр судебной экспертизы, которому безоговорочно доверяют наши судьи, пока не имеет возможности заниматься автотехникой, но в качестве эксперта может выступать и физическое лицо с соответствующим опытом и образованием - автомобильный инженер-механик, член ОПАР либо юридическое, например государственный центр НАМИ. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТАКА |
............Пока еще много дел о замене автомобиля так и не доходит до суда. Обратившихся с заявлениями часто "отсеивают" на этапе так называемой заводской экспертизы. Поскольку они плохо знают закон "О защите прав потребителей", то нередко пасуют перед непонятными процедурами, специально для этого придуманными нашими заводами, и отказываются от своих требований. Вас ни в коем случае не должно волновать мнение изготовителя. Только, повторимся, заключение независимых экспертов будет рассматривать суд. |
............Тем не менее приведем пример такой "устрашающей" автовладельца процедуры. Для осмотра вашего автомобиля приезжает заводская комиссия. Формально - чтобы его осмотреть и решить, нуждается ли он в замене, фактически - чтобы убедить вас в безосновательности претензий. Несмотря на то, что заводская экспертиза юридически "бессильна", это не значит, что ее нужно игнорировать. Отказ представить для осмотра свою машину может выглядеть подозрительно для суда. |
............Довелось как-то раз наблюдать, как трое инженеров с АвтоВАЗа осматривали "шестерку" - кандидата на замену. Она, не проездив и десяти месяцев, покрылась ржавчиной. Коррозия была вокруг стекла, на обратной стороне капота, по краям дверей, на бампере и на стойках кузова. Более того, крыша покрылась мелкими пятнышками непонятного происхождения, грозившими перерасти в полноценную ржавчину. Все это хозяин для верности запечатлел на фотографиях и вместе с претензией отправил на Волжский завод. Заводские эксперты стремились заморочить голову владельцу, вывести его из себя. В таких случаях надо держать себя в руках и ни в коем случае не спорить с ними. Не согласны с выводами комиссии - внятно напишите об этом в протоколе. Еще лучше - пригласите на встречу с заводчанами независимого эксперта, пусть и он оставит в протоколе свою запись. |
............Кстати, вазовская комиссия еще "цветочки" по сравнению с "москвичовской". По рассказам очевидцев, пять сотрудников завода ("комиссия") буквально обрушиваются с психологической атакой на владельца. Происходит это примерно так. "Эксперт" открывает дверцу машины, и толком не заглянув внутрь, кричит: "Что это за машина?! Вы только поглядите! Да он в ней кирпичи возит!" И так далее... Некоторые не выдерживают и предпочитают уйти. |
НАДО БЫЛО ШКУРКОЙ... |
............Но вернемся к истории с оценкой "шестерки". Инженеры ВАЗа осмотрели пятна коррозии и решили, что те, которые на крыше, - следствие "московских условий". Сказали: это ваши кислотные дожди и выбросы из труб виноваты. Остальные пятна объяснили солью на дорогах и даже "особенностями местного грунта". Потребителю должно быть абсолютно все равно, какой там грунт и какие там выбросы из труб. Завод не смог защитить свою продукцию от воздействия внешней среды - и это его проблема. |
............Вазовский эксперт, закончив осмотр, сказал владельцу: "Сам виноват, что коррозия завелась. Ты же видел, когда первые пятнышки появились. Надо было их сразу шкуркой почистить и закрасить". Он прекрасно знал, что поступи так автовладелец, ни о какой замене и говорить бы не пришлось. Предъявлять претензии можно только в тех случаях, когда "существенный недостаток" произошел не в результате вашего вмешательства. |
* * * |
............Каждый решает сам, готов он или нет при наличии веских оснований настаивать на замене автомобиля, потребующей, не скроем, траты времени, нервов, поисков экспертов, участия в заседаниях суда и т. д. Трудно представить себе в таком положении европейского или американского автовладельца. Фирма, которой дорога ее репутация, без лишних слов и проволочек меняет дефектный товар. Наши заводы предпочитают воевать со своими потребителями. С каждым судебным процессом они теряют по капле доверия клиентов. Капля за каплей... Не утонуть бы им в этом море. |
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЗАМЕНЕ АВТОМОБИЛЯ |
1. После того как вы обнаружили существенный недостаток (дефект), желательно подтвердить это у независимого эксперта-специалиста. В крайнем случае можно обратиться за консультацией в гарантийную мастерскую, но там вряд ли будут объективны. |
2. Если ваше мнение подкреплено мнением специалиста, напишите претензию в произвольной форме в двух экземплярах с указанием ваших требований (заменить или отремонтировать безвозмездно, сообщив, действует гарантия или уже нет). Один экземпляр оставьте себе, другой отдайте продавцу или изготовителю (его представителю), попросив расписаться, поставить число и печать. Претензию отказались принять? Тогда вышлите ее заказным письмом с уведомлением о вручении. Почтовую квитанцию оставьте у себя и бережно храните, поскольку в ней указано число, с которого идет отсчет срока в 20 дней. |
3. Если через 20 дней ваши требования не удовлетворены, начинает "капать" неустойка - 1% от стоимости автомобиля в день! Кроме того, как уже было сказано, по истечении 20 дней вы приобретаете право на замену послегарантийного изделия. Чтобы получить неустойку вместе с новым автомобилем, вы подаете иск в суд по месту своего жительства либо по месту нахождения ответчика. По закону "О защите прав потребителей" госпошлиной вас не облагают. Хорошо бы приложить к исковому заявлению заключение независимого эксперта и нанять юриста для защиты ваших интересов. Не бойтесь суда. Это обычный гражданский спор. Судебная практика показала, что закон "О защите прав потребителей" в отношении автовладельцев успешно работает. |
............Благодарим за помощь в подготовке материала Общество потребителей автотехники России |
©Журнал "За рулём" Номер 8,1998 страницы: 160, 161. |